Фестиваль пытались переманить из Хабаровска во Владивосток

Мы вполне могли остаться без нынешнего международного фестиваля. Видимо, такой высокий уровень, который обеспечивает нам Юрий Башмет, не дает покоя тем территориям, которые то ли ищут повод для соперничества, то ли просто завидуют хабаровчанам. Артист признался: "Накануне отлета в Хабаровск в Москве ко мне подошли некие люди, которые пообещали: «Мы все сделаем в десять раз лучше, если вы перенесете этот фестиваль из Хабаровска во Владивосток». Я, естественно, отказался".
Похоже, в Хабаровске появилась еще одна хорошая традиция — ежегодный Международный музыкальный фестиваль под патронажем народного артиста России Юрия Башмета, пожалуй, самого титулованного музыканта нашего времени.

Всемирно известный музыкант и дирижер, обладатель многих престижнейших премий и званий, открывший миру альт как сольный инструмент, основатель единственного российского камерного оркестра, получившего Grammy («Солисты Москвы»), в последние годы Юрий Башмет стал частым гостем дальневосточной столицы.

Нынешний, уже второй фестиваль, призван был познакомить жителей края с мировым наследием классической музыки в исполнении лучших музыкантов современности из разных стран. Эта традиция зародилась год назад. Тогда Башмет пробыл в Хабаровске всего три дня, участвуя в концертах как солист и дирижер, проведя мастер-классы для молодежи и творческую встречу с поклонниками классического музыкального искусства. Тогда же на встрече с губернатором Вячеславом Шпортом Юрий Башмет еще раз услышал слова поддержки и утвердился в мысли о необходимости регулярного проведения подобных мероприятий.

Поэтому нынешней весной расширилась как продолжительность (уже десять дней), так и география фестиваля. В Комсомольске-на-Амуре Юрий Башмет впервые дал концерт вместе с секстетом «Солистов Москвы».

Башмет активно совмещает концертную деятельность с общественной. Фестивали под его патронажем проходят буквально по всей России и во многих зарубежных городах, но он не видит повода остановиться. В первый же день в Хабаровске Башмет высказал мысль, что, возможно, уже в следующем году в географию этого фестиваля будут включены и другие города Хабаровского края.

О своем детище на приамурской земле Юрий Башмет говорит:

— Я всегда получаю наслаждение, когда идея, мечта воплощаются. Этот фестиваль необходим еще и местным музыкантам и слушателям.

Примечательно, что некоторые произведения из программы фестиваля прозвучали в нашем крае впервые. Вообще, этому музыкальному марафону присуще разнообразие в репертуаре, в нем собрана классическая музыка разных веков, стилей и направлений. А Башмет считает, что фестивали — еще и хороший способ привлечь к культуре внимание властей, в том числе и местных. Вот на это артисту жаловаться в Хабаровске точно не приходится. Губернатор Вячеслав Шпорт воспринимает все идеи и задумки Башмета на нашей земле с нескрываемым энтузиазмом и оказывает всяческую поддержку. Юрий Башмет комментирует свое самочувствие на хабаровской земле так:

— Мне очень приятно к вам ездить. Чувствую себя здесь важнее, чем просто исполнитель музыки, приехавший на концерт. Нигде, ни в одной стране я не встречаю таких моментов как в России, когда, например, после концерта на сцену поднимаются мама с дочкой, которая специально для меня научилась вышивать и подарила мне свою первую вышивку. Этого попросту не может произойти, например, в Америке. Такие поездки по нашей стране придают моей жизни больше значимости. И в далеком Хабаровске я чувствую ответственность не меньшую, чем в Большом зале Московской консерватории.

Кстати, мы вполне могли остаться без нынешнего международного фестиваля. Видимо, такой высокий уровень, который обеспечивает нам Юрий Башмет, не дает покоя тем территориям, которые то ли ищут повод для соперничества, то ли просто завидуют хабаровчанам. Артист признался:

— Накануне отлета в Хабаровск в Москве ко мне подошли некие люди, которые пообещали: «Мы все сделаем в десять раз лучше, если вы перенесете этот фестиваль из Хабаровска во Владивосток». Я, естественно, отказался.

Благодаря Юрию Башмету в историю Хабаровска скоро будет вписана еще одна важная строчка. Дело в том, что сейчас маэстро набирает коллектив юношеского симфонического оркестра, которому предстоит выступить уже в ближайшем ноябре в Москве, а еще принять участие в музыкальном оформлении сочинской Олимпиады. Конкурс юных исполнителей от девяти лет до 21 года — в трех возрастных категориях пройдет в два этапа. Сначала из всех федеральных округов России выберут 120 самых одаренных начинающих музыкантов, после второго тура в Москве из них останутся восемьдесят лучших, которые составят юношеский симфонический оркестр Юрия Башмета. Хабаровск стал городом, с которого началась история будущего оркестра.

В фестивальной программе заявлены не только приезжие исполнители, большинство из которых все же начинали в русской музыкальной школе. Значимое место в репертуаре отведено Дальневосточному академическому симфоническому оркестру. Об этом коллективе и его главном дирижере и художественном руководителе Илье Дербилове Юрий Башмет придерживается весьма позитивного мнения.

— Оркестр очень хороший. Заметил, что готовились. На первой же репетиции было видно, что музыканты знают материал, а не играют с листа. Еще бы зарплаты в три раза больше, да инструментарий в десять раз лучше... Дирижер — хорошо научен, но очень сильно волнуется, — прокомментировал свое первое впечатление Юрий Башмет.

В концертной жизни маэстро случалось немало казусов. На каждой встрече с журналистами или общественностью Хабаровска он рассказывает несколько забавных случаев. Первый фестивальный день для Юрия Башмета начался с симфонии французского композитора XIX века Гектора Берлиоза «Гарольд в Италии», и маэстро вспомнил, как однажды играл ее в Италии. Тот концерт транслировался в прямой эфир, и с началом нельзя было опаздывать ни на секунду. А Башмет забыл в отеле концертный костюм.

Буквально в последнюю секунду в гримерку ворвался коллега, посланный за костюмом, Башмет успел лишь накинуть фрак на свою летнюю рубашку в сеточку, а другой его коллега — выдернуть из его джинсов ремень со слишком легкомысленной пряжкой. Уже на сцене маэстро почувствовал, как джинсы постепенно сползают, и весь концерт незаметно придерживал их рукой, а во время сольных партий, когда альтисту положено вставать, ему приходилось играть согнувшись по пояс. Позже вся итальянская пресса отметила оригинальный ход солиста, выразившего в своем наряде образ Гарольда, которому было бы удобнее гулять по горам в джинсах, а также особую экспрессию в поведении альтиста, впечатлившегося произведением.

Однако такие эксцессы настоящему музыканту лишь на пользу. Они добавляют выступлению нерва, автоматически заставляя играть еще более красочно, проникновенно, когда напряжение исполнителя словно передается его инструменту. Вот и хабаровский фестиваль в этом году начался не совсем идеально. Накануне поездки Юрий Башмет отдал на починку свой любимый смычок и не успел забрать с собой к началу фестиваля. У него всегда с собой несколько запасных смычков, и первый концерт в Хабаровске он отработал со смычком стоимостью в семьдесят тысяч евро. Но обычно они лежат без дела, маэстро предпочитает играть своим самым первым смычком, который купил когда-то за двенадцать восточногерманских марок в Дрездене. Как-то в одном цирке Башмету сказали, что такой тростью у них даже лошадей не погоняют, настолько у этого смычка уже стал непрезентабельный вид.

Однажды Башмет решил сделать концерт так называемого квартета Паганини (две скрипки, виолончель и альт), причем полностью на личных инструментах самого Паганини. Все инструменты собирал по музеям и частным коллекциям разных стран, а альт нашел в Японии. Привез его в Москву и промучался весь репетиционный день — ничего не получалось, лишь однажды удалось извлечь всего одну гениальную ноту. Потом японец, который обязан играть на этом альте согласно своему контракту, признался чуть не плача, как ему, имеющему личный прекрасный суперальт, приходится мучаться с этим инструментом руки Страдивари. Очевидно, инструмент был просто неудачно изготовлен, но из-за этого два великих музыканта разочаровались в альте, а Паганини прославил в мировой истории именно скрипку.

И все же в Хабаровске симфония для альта с оркестром Берлиоза из-под смычка Башмета в сопровождении ДВАСО прозвучала на ура. Впрочем, разве следовало ожидать чего-то иного?

...Сейчас хабаровчанам уже трудно представить, что традиция Международного музыкального фестиваля во главе с Юрием Башметом может прерваться. Он уже стал для нас не только интересным музыкантом, но и своим родным, дальневосточным маэстро.

Елена Романова, priamurka.ru
Фото: Валерии Румянцевой

Поделиться!