В Сочи работает выставка Михаила Шемякина, посвященная Высоцкому

В Сочинском художественном музее открылась выставка работ всемирно известного художника Михаила Шемякина. Выставка посвящена творческому диалогу художника с его другом поэтом Владимиром Высоцким.

Открывает экспозицию фотопортрет Владимира Высоцкого и Михаила Шемякина, сделанный французским фотохудожником Патриком Бернаром в парижской мастерской Шемякина.

Владимир Высоцкий во время своих визитов во Францию немало времени проводил в этой мастерской – на одной из фотографий выставки он запечатлен рядом с любимой картиной«Метафизический бюст». Гораздо позднее, уже после смерти поэта, отливая памятник Высоцкому, Михаил Шемякин переведет эту картину в бронзу.

В парижской мастерской Высоцкий знакомится и с серией работ Шемякина «Чрево Парижа». Эта серия была создана художником в 1976 году под впечатлением об известии о закрытии старого парижского рынка. Шемякин, подобно герою французского писателя Эмиля Золя, каждую ночь проводит на рынке и фотографирует этот фантасмагорический мир.

Особо воображение художника поражают громадные фигуры мясников, этих силачей, взваливших себе на плечи четырехсоткилограммовые туши. Наблюдая картины будничной жизни рынка, Шемякин вспоминал о работах, в первую очередь, голландского живописца Рембрандта, обнажившего эстетику мертвой натуры и воспев тем самым гимн одновременно жизни и смерти. К этой же теме несколько столетий спустя обращался и французский художник Хаим Сутин, яркий колорит красок которого смог выразить весь трагизм истерзанной плоти. Именно его работе посвящены строчки Высоцкого: «Суть Сутина – Спасите наши туши».

Выставка Михаила Шемякина в Сочи


Выставка Михаила Шемякина в Сочи

В своей серии «Чрево» Шемякин трактует данную тему совсем иным художественным языком, сливая воедино две формы – мясника и убитого животного, так что порой невозможно различить, где кончается одна и, где начинается другая, рождая тем самым некую третью сущность с сокрытыми в ней метафизическими смыслами.

Под впечатлением от увиденных работ, а также от рассказов Шемякина об этих удивительных людях, поэт за одну ночь написал стихотворение «Тушеноши». Черновик этого стихотворения, «посвященный другу Мишеньке», представлен на выставке. В стихотворении «Тушеноши» Высоцкий облекает художественные произведения в поэтическую метафору:

…Кончал палач – дела его ужасны,
А дальше те, кто гаже, ниже, плоше,
Таскали жертвы после гильотины:
Безглазны, безголовы и безгласны,
И, кажется,безсутны тушеноши,
Как бы катками вмяты в суть картины…

Тема палача и осужденного не раз возникает в творчестве поэта. Его другое стихотворение «Разговор с палачом» уже напротив, художник Шемякин переводит из поэтической в форму изобразительную. На рисунке – условная фигура Высоцкого с прободенной рукой, отсылающая нас к мученикам раннего христианства. В тоже время, одежда рядом сидящего палача и орудия пыток возводят к средневековью, а электрическая лампочка над двумя фигурами безысходно возвращает нас в современность. Тем самым, сначала поэт, а затем художник погружают зрителя во всемирную историю казни и пыток, которыми так «богато» человечество.

Другой рисунок, созданный ранее, еще 1985 году, иллюстрирует песню «Серебряные струны». Эта иллюстрация послужила основой для обложки альбома полнометражных семи пластинок под название «Песни Владимира Высоцкого в записях Михаила Шемякина». Выбор обложки не был случайным, поскольку блатные песни занимали особое место в творчестве Высоцкого. На рисунке изображен заключенный, орущий песни под гитару, а за ним из мрака тянется вереница людей блатного мира. На переднем плане рисунка мы видим фрагмент ранее созданной иллюстрации к песне «Побег на рывок», имеющей посвящение другу Высоцкого заключенному Вадиму Туманову – золотоискателю, сидевшему в лагерях и неоднократно из них бежавшему. Сцена побега заключенного положена в основу иллюстрации.

Всего на выставке представлено 8 литографий, а рядом с ними помещены отрывки, написанные рукой Шемякина, которые он посчитал наиболее значимыми для восприятия своих рисунков или просто особо тронувшие душу художника.

Всего Михаилом Шемякиным было проиллюстрировано 42 песни и стихотворения Владимира Высоцкого – по годам жизни поэта. Все они собраны в книге «Две Судьбы», работа над которой велась на протяжении десяти лет и увидела свет в прошлом году.

Каждая иллюстрация в книге сопровождается комментариями художника, дающие возможность зрителю и читателю расшифровать символы сокрытые в рисунках, а также отчасти пересказывают длительные беседы, которые М.Шемякин вел со своим другом В.Высоцким.

Как видно из вышесказанного, творческий диалог, начавшийся еще в Париже в 1976 году, продолжается и по сей день. Выставка помогает осознать этот факт и ту роль, которую сыграли художник и поэт друг для друга и для России, которая порой очень по-разному относилась к своим талантливым сынам, но связала их неразделимо.

Текст: пресс-служба Фонда М.Шемякина
Фото: Светлана Мальцева

Поделиться!