Зимний фестиваль искусств закрылся на итальянской ноте

В Сочи прошел «Итальянский концерт» на уникальных инструментах Страдивари и Гварнери, завершивший VI Зимний фестиваль искусств Башмета.

Специально для этого концерта в Сочи впервые в истории привезли раритетные инструменты лучших мастеров мира из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Когда в Сочинском музыкальном училище, где репетируют музыканты, услышали их звучание, то сказали, что таких чистых интервалов в его стенах не звучало никогда…

В Сочи впервые в истории привезли раритетные инструменты лучших мастеров мира из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов

Программа финального концерта фестиваля стартовала с популярной и часто исполняемой Башметом Сонаты №3 до мажор Россини. Произведение, «Солистами Москвы» изученное вдоль и поперек. Поэтому о прочтении говорить нечего, но стоит сказать о фантастически чистом звучании Сонаты на инструментах Страдивари и Гварнери – пиршество для слуха, практически совершенное звучание вообще.

Юрий Башмет

А вот про La Fidum Natura малоизвестного пока молодого итальянского композитора Ламберто Куртони для 2х альтов (Юрий Башмет и Лука Раньери) и струнных стоит поговорить. Мировая премьера Башмета и Раньери была в марте 2011 года в Италии. Российская премьера этой пьесы состоялась в декабре прошлого года на «Декабрьских вечерах» в Москве – Башмет тогда сыграл ее со своим альтистом. Тогда тоже была сугубо итальянская программа, и музыка Куртони произвела впечатление. Тут в Сочи, когда рядом с Башметом священнодействовал Лука Раньери (Luca Ranieri), первый альтист оркестра RAI (Куртони там работает солистом-виолончелистом) и худрук фестиваля Concerto D'Invernoв Брешии, эта сложная многопластовая музыка зазвучала острее. Рваные интервалы, интеллектуальный шарм музыки Куртони раскрылись в полной мере. Башмет и Раньери вели словно неспешный диалог, то и дело смело перехватывая инициативу, а иногда сливаясь в причудливых интервалах.

 Мировая премьера Башмета и Раньери была в марте 2011 года в Италии

Виолончелист Александр Бузлов был, как всегда, задумчив и пронзителен в Une Larme Россини, и приходится только радоваться тому, насколько сильно влияние Юрия Башмета на манеру Бузлова интонировать и выстраивать фразировки.

Александр Бузлов был, как всегда, задумчив и пронзителен

Какой итальянский концерт без Паганини? А если Паганини – то скрипач Массимо Кварта (Massimo Quarta). Приезд на Зимний фестиваль Кварты, известного мастера исполнения Паганини, записавшего уже ставший классическим цикл «Произведения Паганини исполняются на скрипке Паганини» и «24 Каприса Паганини», стал событием. Массимо Кварта всегда страстен, чувственен, элегантен в звукоизвлечении. Il Palpiti же он сыграл еще и умно – когда страсть и виртуозные пассажи не затмевают главного, размышления и внутренней боли. Кварта играл на разрыв. Воистину великое выступление, которое останется в памяти зрителей навсегда, без сомнения.

А все второе отделение занял грандиозный проект – исполнение Gloria Вивальди, одного из самых популярных духовных произведений в мировой музыкальной культуре. Для этого из Италии приехал Городской хор города Конельяно. Пели сопрано Кристина Мхитарян и меццо-сопрано Юлия Мазурова, артистки Молодежной оперной программы Большого театра, и показали себя с самой лучшей стороны. Хор Конельяно не удивил качеством голосов, но пел слаженно, одухотворенно и по-хорошему канонически, превосходно передав оттенки умиротворенной скорби Вивальди.

все второе отделение занял грандиозный проект – исполнение Gloria Вивальди

И уж совсем с блистательной стороны показали себя «Солисты Москвы». Играли глубоко, изысканно и при этом щедрыми красками, с тягучими легато и мгновенными взрывами эмоций. Задуманные Вивальди переходы от беспредельного ликования от гармонии мира к глубочайшей скорби от страданий Христа, и снова к благостной мысли о торжестве справедливости сыграны умно и без перетягивания одеяла на себя. Хор, солистки и ансамбль сосуществовали в невероятной гармонии. Исполнение «Глории» и весь финальный концерт фестиваля стали ярким концом Зимнего фестиваля искусств, мощнейшим аккордом высочайшей пробы музыки.

Вышедший на сцену мэр Сочи Анатолий Пахомов завершил Зимний фестиваль искусств

Вышедший на сцену мэр Сочи Анатолий Пахомов завершил Зимний фестиваль искусств: «Самый лучший Фестиваль подошел к концу. С каждым годом он все лучше и лучше. Он меняет отношение жителей нашего города к жизни, к искусству. Мы начинали фестиваль с полупустых залов, а сейчас ни одного пустого места на любом концерте. Двое юных сочинских музыкантов вошли в состав Российского молодежного оркестра под руководством Юрия Абрамовича. Мы говорим Спасибо! Наша сочинская публика – самая благодарная. До встречи на фестивале в 2014 году!»

И свое финальное слово, уже с букетами цветов в руках, сказал Юрий Башмет: «Это моя мечта – услышать, как звучат одновременно Страдивари, Гварнери все вместе. Главные герои на сцене сегодня – они. Спасибо вам, сочинцы, за все! Музыка нас сближает!»

Текст: Вадим Пономарев
Фото: Светлана Мальцева

Поделиться!