«Звезды XXI века» сыграли в Сочи

В Органном зале Сочи прошел второй концерт «Звезды XXI века» в рамках Культурной Олимпиады в Сочи и Зимнего фестиваля искусств Башмета.

Эта серия концертов собирает молодых и наиболее перспективных музыкантов в статусе «почти звезд», а некоторые – уже практически признанные звезды, как виолончелист Александр Бузлов или немецкий пианист Мартин Штадтфелд (Martin Stadtfeld). А иные близки к этому статусу, как сегодняшние молдавско-русско-бельгийская скрипачка Татьяна Самуил, корейско-немецкая скрипачка Е Юн Чой, альтистка Мириам Тшопп (Miriam Tschopp) и испанский гобоист Лукас Мартин Наварро (Lucas Macías Navarro).

В начале концерта прозвучало самое, пожалуй, исполняемое камерное сочинение Бетховена – трио №7 «Эрцгерцог» для фортепиано, скрипки и виолончели си-бемоль мажор (op.97). Любопытно, что это последнее произведение, сыгранное глохнущим Бетховеном на сцене как музыкантом. Шедевр Бетховена исполнили пианист Мартин Штадтфелд (Martin Stadtfeld), корейско-немецкая скрипачка E Юн Чой и российский виртуоз виолончели Александр Бузлов.

Шедевр Бетховена исполнили пианист Мартин Штадтфелд (Martin Stadtfeld), корейско-немецкая скрипачка E Юн Чой и российский виртуоз виолончели Александр Бузлов


Шедевр Бетховена исполнили пианист Мартин Штадтфелд (Martin Stadtfeld), корейско-немецкая скрипачка E Юн Чой и российский виртуоз виолончели Александр Бузлов

Трио «Эрцгерцог» интересно тем, что в нем на равных солируют все три инструмента, что редко для позднего классицизма – скрипка и виолончель действительно равны фортепиано. Известный смелостью интерпретаций Баха Мартин Штадтфелд прозвучал мощно, но не стал доминировать, сконцентрировавшись на благородных россыпях аффектированных акцентов, и вволю раскрывая свой буйный нрав в каденциях. Напевные порхания изящной скрипки Е Юн Чой (она известна как протеже Анны-Софи Муттер и самая юная участница московского конкурса им. Чайковского, воспитанница Анны Чумаченко) вступали в изящные диалоги и переклички с одухотворенной виолончелью Бузлова. Все изысканное благородство и сдержанность трио «Эрцгерцог» завершились отменным бесшабашным рондо.

Вручение приза Александру Бузлову


Вручение приза Александру Бузлову

Но Бузлов со сцены не ушел. Ему вручили спецприз от издательского дома МВ. Кристина Айвазова, ответственный редактор журнала «Город», сообщила: «Приз присуждается вам, как молодому прекрасному музыканту, достигшему невероятных успехов. Вы потрясающе играете. Спасибо вам за эмоции, которые каждый человек, слушая вас, испытывает. На призе написано «Сокровище нации». Вы, Александр, несомненно, сокровище нации – эта звезда ваша!»

«Шесть Метаморфоз для гобоя соло» (op.49) Бенджамина Бриттена требуют особенной отдачи для любого гобоиста. Сюжеты Овидия сродни басням, ферматы и паузы Бриттена требуют хоть минимальной театрализации. Испанский музыкант Лукас Мартин Наварро не стал вдаваться в такие тонкости, и предпочел сыграть максимально академично, сухо.

Испанский музыкант Лукас Мартин Наварро


Испанский музыкант Лукас Мартин Наварро

Квартет фа мажор Моцарта для гобоя, скрипки, альта и виолончели (K.370 ) стал настоящим подарком истинным ценителям Моцарта. Салонный шедевр эпохи романтизма прозвучал на одном дыхании, воздушно и элегантно. А рондо-аллегро в финале было вовсе выше всяких похвал. Как бы бельгийская ныне, увы, скрипачка Татьяна Самуил задавала тон, и певучая «легатистая» виолончель Бузлова дала особенный шарм этой изящной пьесе.

Александр Бузлов


Александр Бузлов

Вторая часть концерта – полностью из Дворжака, изощренного и полифоничного фортепианного Квинтета №2 ля мажор (op.81) для всех участников концерта, кроме гобоя. Радостно, что молодым исполнителям так легко дается радость Дворжака, они не отягощают ее иронией, как бывает у маститых исполнителей, - свободно играют легко и светло. Причем девушки – Самуил, Чой, Тшопп – раззадоривают более сдержанных парней – Бузлова и Штадтфелда. И в лирических моментах все воедино. Трудно представить, что этот квинтет встретился буквально накануне концерта, прилетев из разных стран. И «Думка», и Скерцо, и финальное бисовое Аллегро – высочайшего класса музицирование, в полной мере оправдывающее название «Звезды XXI века».

Текст: Вадим Пономарев
Фото: Светлана Мальцева

Поделиться!