Эффектное завершение первого фестиваля Башмета в Ростове
19 сентября прошел заключительный концерт Первого международного фестиваля Юрия Башмета в Ростов-на-Дону с участием «Солистов Москвы» и Массимо Мерчелли.
Днем перед концертом знаменитый немецкий виолончелист Клаудио Бооркес давал мастер-класс ростовским юным коллегам, а Юрий Башмет заехал в Ростовскую консерваторию, где прошел заключительный отбор юных музыкантов в Российский юношеский оркестр под его руководством. Больше года Башмет в разных городах страны прослушивал юных талантов, в Ростове набралось 13 кандидатов по 9 специальностям.
- В конце октября пройдет репетиционная сессия в Москве, потом турне Юношеского оркестра, сообщил Юрий Башмет. - Сегодня последний отбор. Хотя у нашего оркестра уже были концерты в Сочи и Германии, и мы сейчас отбираем условный второй состав. Второй состав — это не состав второго качества. Кто-то по возрасту уже не может участвовать, есть другие причины. Ротация у нас возрастная — оркестр-то юношеский и имеет ограничения по возрасту. Мы сейчас в процессе отбора, и мне нравится сам процесс. Хорошо, что все конкурсанты спокойны, не теряют дыхание, не роняют смычок от волнения. Значит, они уже в профессии. Достижение и успех — разные вещи. Когда достижения приводят к успеху — это большое дело. Сегодня — смотр профессиональных достижений. Впечатления у меня очень хорошие, учат в Ростове качественно.
Программа финального концерта Первого фестиваля в Ростове — на редкость насыщенная и звездная. «Солисты Москвы» представили «Курицу» Гайдна, Contrafactus Джиованни Соллима, соль мажорный струнный концерт Телемана и Пятую симфонию Шуберта.
Симфония №83 соль мажор Йозефа Гайдна, более известная под названием «Курица», - один из эффектнейших номеров нынешней концертной программы «Солистов» Башмета. Она позволяет раскрыть возможности не только первоклассной скрипичной и альтовой группы, но и контрабаса и виолончели. Тончайшая нервная ткань симфонии со столь легкомысленным названием — типичное гайдновская зарисовка с ярким центральным образом, и при этом с внутренним драматизмом и изысканной подачей. С этим «Солисты Москвы» справились, как обычно, на ура.
А вот Contrafactus Соллима — это куда более непривычное и авангардное в чем-то произведение с почти джазовой структурой и отсылками к академическому минимализму. Произведения итальянского виолончелиста Соллима открыл для России именно Башмет лет пять назад, с тех пор они вошли в постоянный репертуар «Солистов». Произведение стартует с рефлексирующего соло флейты — Массимо Мерчелли уже играл в концертах Башмета, и чутко вписался в тончайшую структуру звука ансамбля. А продолжается упругими риффами струнных групп то по очереди, то все вместе, и слэповой манерой игры на контрабасе и барабанному рисунку по корпусу него же. Солирующая мелодия флейты идет все выше и выше, к пику драматизма, и на коде неожиданно обрывается без разрешения. Следует отметить невероятную прозрачность повторяющихся риффов «Солистов Москвы» и отменную психологичность исполнения Массимо Мерчелли. Contrafactus закончился овацией публики.
Концерт для альта, струнных и basso continuo (роль которого исполнил клавишник) соль мажор Георга Филиппа Телемана — трагический и одновременно светлый гимн человеческой воле и жизнелюбию. Солирующий альт Юрия Башмета в полной мере передал всю глубину чувств и страдательное возвращение в Presto к привычному жизненному укладу и надежде на гармонию. Маленькая история большой жизни, - и тут «Солистам Москвы» давно нет равных.
На хрестоматийной симфонии №5 си-бемоль мажор Франца Шуберта к «Солистам Москвы» присоединилась часть духовой секции оркестра «Новая Россия» - валторны, кларнеты, фаготы и флейты. Изящное романтическое полотно исполнилось нежными красками по всей ширине динамического диапазона. Изобрести в исполнении этой симфонии что-либо новое практически невозможно, едва ощутимая грань пролегает между нюансировками, и слушатели получили почти эталонное исполнение мечтательной, с тревожными порывами, симфонии Шуберта.
На бис в честь появления нового музыкального фестиваля в Ростове «Солисты Москвы» сыграли барочную Grave из Концерта для альта и струнного оркестра Яна Йиржи Бенды и вариации на тему Happy Birthday To You в стилистиках польки, танго и чардаша. От губернатора Ростовской области Василия Голубева прислали букет цветов, министр культуры области поздравил с завершением фестиваля Башмета, публика аплодировала не жалея ладоней....
Первый в Ростове-на-Дону фестиваль Юрия Башмета завершился триумфом высокого искусства, отменными выступлениями мировых звезд академической музыки, и стал заметнейшим событием культурной программы года в Южном регионе России. Теперь дело за тем, чтобы сделать его ежегодным. Сможет ли это Башмет и его первоклассная команда?.. Поддержат ли местные чиновники и предприниматели?
Губернатор Василий Голубев уже пообещал, что второму фестивалю — точно быть. Решение принято. Гениальная «Полька» Шнитке поставила феерическую точку над бурными событиями трех дней сентября в Ростове-на-Дону.
Вадим ПОНОМАРЕВ, Сайт Юрия Башмета
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА