Иветта Апкалне поборолась с сочинским органом

Иветта Апкалне

Концерт органистки Иветты Апкалне (Латвия) прошел в рамках Культурной Олимпиады в Сочи и Зимнего фестиваля искусств Башмета.

Иветта Апкалне стала известна после победы на Конкурсе органистов имени Микаэла Таривердиева 2003 года. С тех пор она стала лауреатом многих международных конкурсов, и заняла видное место в новой волне латвийской органной музыки.

Свой концерт в Сочи Апкалне построила по-принципу контрастов - включив эталонную «Пассакалию» Баха, но предварив ее редкой органной транскрипцией «Погребального шествия» Листа и обрамив Токкатой и «Вечным светом» латышского композитора А.Калейса.

Прочтения Апкалне изобилуют искрящимися живыми эмоциями и смелыми трактовками самых сложных мест в партитурах. При этом органистке не изменяет вкус, и она с должным пиететом относится к наиболее значимым указаниям композиторов, прежде всего по темпу. Скажем, «Погребальное шествие» Листа Апкалне сумела провести от мрачного средневекового ужаса к солнечному оптимистичному подъему, не прибегая к ускорению темпа, лишь за счет крайне эмоциональной подачи.

Иветта Апкалне

«Пассакалия» Баха предстала в ее прочтении грандиозной поэмой человеческого духа, борьбой между страстями и разумом. Небольшой сочинский орган весьма своенравен, и порой выходит из-под полного контроля исполнительницы. Обидно было слышать немало ритмических неровностей. Тем значимее ее художественная выразительность и убедительность.

Иветта Апкалне

Завершился концерт произведениями G.Th. Thalben-Ball - Variations on the Theme of Paganini for pedal Solo и прокофьевской Toccata op.11 (транскрипция для органа J. Guillou).

Текст: Вадим Пономарев
Фото: Светлана Мальцева

Поделиться!