Выставка графических работ Михаила Шемякина. Эскизы к балету «Щелкунчик»

Михаилом Шемякиным было создано свыше тысячи эскизов к балету «Щелкунчик». Каждый костюм представляют собой законченный образ, парик или головной убор становятся символом персонажа.

В своей работе по поиску единственно верного художественного решения Михаил Шемякин основывается на рисунках автора литературного произведения «Щелкунчик и мышиный король» Эрнста Теодора Амадея Гофмана, поскольку замысел художника – воссоздать особый мистический мир, созданный писателем.Именно поэтому, легкие штрихи набросков Гофмана к своей сказке читаются на некоторых эскизах к балету.

По своему крою и цвету, костюмы связаны с характерами персонажей, и с особенностями их хореографии, бытовые противопоставлены фантастическим, а костюмы людей – костюмам крыс.

Крысы в балет введены художником полноценным крысиным обществом. Крысы-военные облачены в мундиры, крыси¬ная знатьв элегантные мантии, их головы венчают роскошные парики, а на голове кардинала Крыселье красная папская шапочка. Все это сделало крыс визитной карточкой всего балета.

Острые фалды камзолов, длинные носы, треуголки и шпаги передают неповторимый шемякинский подчерк, а мягкие и аристократичные линии подчеркивают их театральную функцию.

Все это можно увидеть на выставке оригинальных эскизов, которая открылась в Зимнем театре города Сочи. Черно-белые графические работы дополнены видео проекцией цветных эскизов и декораций к балету, рассматривая которые можно понять насколько тщательно художник работает над колористическими нюансами.

На полях эскиза к Принцу-крысенку можно прочитать: «Сцена боя. Цвета камзола – нежно сероватые (чередование тепло-серых с холодно-серыми). Сероватый паричок, серовато-кофейные манжеты кафтана с тускло, тепло желтоватыми вкраплениями. Цветочки по жилету холодновато-синие (темные) чулки и туфли серые, банты холодно серые, почти голубые, но не яркие. Перевязь розовая – тусклая, можно добавить ультрамариновую темную полоску, бантики на чулках приглушенные розовые, хвост серовато-бежевый».

Михаил Шемякин не только создавал костюмы и декорации, он вмешивался во все процессы, связанные с работой над балетом: переписал либретто, продумал движения танцоров, безусловной находкой Шемякина было пригласить в балет на роль волшебникаДроссельмейера не профессионального солиста балета, а актера-мима Антона Адасинского. В его причудливой пластике есть нечто таинственное и странное: гротесковый шаг, резкие, острые движения, то вкрадчиво-насмешливые, то зловещие – рисуют противоречивый и сложный портрет.

Более однозначно и гротескно в балете представлено бюргерское общество в виде гостей советника Штальбаума. Прообразом этих персонажей стали герои картин английского портретиста 18 века Джошуа Рейнольдса.

Об этом рассказывает сам Михаил Шемякин в фильме «Художник и театр», также демонстрируемый в рамках выставки. Из фильма зритель узнает о той грандиозной исследовательской и творческой работе, проделанной художником во время создания балета. И после выставки не остается вопросов, почему эту версию балета «Щелкунчик» ждал такой успех, а эскизы к нему стали самостоятельными произведениями изобразительного искусства.

Текст: пресс-служба Фонда Шемякина

Поделиться!