Юрий Башмет открыл Первый музыкальный фестиваль в Ростове

17 сентября прошла пресс-конференция открытия Первого международного музыкального фестиваля Юрия Башмета в Ростове-на-Дону.

В ней приняли участие основатель и арт-директор фестиваля Юрий Башмет, руководитель «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко, министр культуры Ростовской области Александр Резванов и руководитель Ростовской областной филармонии Оксана Яковлева.

Дмитрий Гринченко сообщил, что хотя сегодня открывается первый фестиваль Башмета в Ростове, уже есть различные планы наполнения фестиваля на будущий год. Кроме того, в планах - увеличение количества концертов в Ростове и начало проведения концертов в городах Ростовской области.

- Сегодня знаменательное событие в культуре Ростовской области, - торжественно провозгласил Министр культуры Ростовской области Александр Резванов. - К нам приехал наш земляк Юрий Башмет, которым гордится весь мир. Юрий Абрамович Башмет принял приглашение губернатора Ростовской области провести в год своего юбилея фестиваль в Ростове, были выделены крупные средства на его проведение. У Юрия Абрамовича есть образовательный проект, и будут проходить мастер-классы для нашей одаренной молодежи. Мы это проводим впервые, и надеемся проводить на донской земле регулярно.

Дмитрий Гринченко рассказал, что главная идея программы первого фестиваля в Ростове-на-Дону - показать Башмета во всех ипостасях — как руководителя симфонического оркестра «Новая Россия», руководителя камерного оркестра «Солисты Москвы» и как солиста-альтиста. Образовательный процесс в учебном музыкальном центре, который будет функционировать в Ростове, рассчитан на весь год, целый год будут приезжать педагоги и ведущие солисты, давать мастер-классы для детей и юношества.

- Для нас это честь — принимать маэстро, имя Юрия Абрамовича связано с величием музыкальной культуры России, - заявила директор Ростовской филармонии Оксана Яковлева. - Думаю, этот праздник найдет яркий отклик в сердцах наших слушателей.

Юрий Башмет признался, что он испытывает сейчас странные чувства.

- Примерно такие, когда я впервые выступил во Львове после первой победы на международном конкурсе. Были мои учителя, родственники, все собрались — показывай, на что ты способен. Ответственность была очень большая. А что касается сегодняшнего события, несмотря на то, что ростовчанин я все-таки формально, меня признают в Ростове. Когда я много лет добивался права сыграть сольный концерт где-либо в России, полтора года я обивал пороги всех филармонических организаций. И наконец я добился, в качестве эксперимента — в документе так и написано — в течение года как эксперимент разрешить гастроли альтиста как солирующего артиста в СССР. Буквально через год я почувствовал всю прелесть положения — сиди тихо в гостинице, не выступай, а мы тебе поставим печать, что выступил — лишь бы не суетиться с проведением концерта. Я оказался тогда и в Ростове, меня еще никто не знал, как и во всей России, сыграл концерт в филармонии. Прошло много лет, я был много раз в Ростове — но такой масштабный проект у меня здесь впервые. Не могу сказать, что я хорошо знаю Ростов, но хорошо помню свой дом, где я жил, где мы катались на санках, это было около депо, как мы катались на медленных поездах, как ловили рыбу по-браконьерски. Помню, как меня силком кормили черной икрой — жили в бедности, но икра была, поскольку жили у реки. Меня пичкали рыбьим жиром... Я впервые здесь произнес букву «Р». Помню, как бегал вокруг дома наперегонки, дом мне казался очень большим, а потом приехал, стал искать, и несколько раз прошел мимо него — оказывается, он двухэтажный... Какая-то женщина меня остановила и спросила — ты Женя или Юра? Оказывается, я был похож на папу в том возрасте. Постучал в квартиры — многие живут там до сих пор. Я жил в Ростове до 5 лет. И многое помню из своего детства.

Юрий Башмет рассказал о широкомасштабных планах по созданию сразу четырех детских образовательных центрах - в Ростове, Екатеринбурге, Казани и Новосибирске.

- Это первый фестиваль на моей родине — мы планируем проводить аналогичный фестиваль с образовательными классами в 4 городах. Внутренне я готов, и у меня есть уже наработки — уже есть детская академия в Новокуйбышевске, юношеская академия во Львове, другом моем родном городе. Там, где мы играем концерты в российских городах, мы обязательно делаем прослушивания среди одаренных детей. За год мы собрали первый юношеский оркестр. В Сочи уже они выступили, грядут концерты в Москве и других городах. И вот в Ростове, Екатеринбурге, Казани и Новосибирске мы открываем перманентно работающие детские центры, первый — в Ростове.

В рамках ростовского международного музыкального фестиваля пройдет целая серия мастер-классов.

- Первый мастер-класс идет уже сейчас, во время пресс-конференции, его проводит японская скрипачка Маю Кишима. Давать мастер-классы будут все участники фестиваля — Баева, Сканави, Бооркес... Если не будет хватать преподавателей по отдельным инструментам — пригласим. Виктор Третьяков наверняка приедет, это наш друг и великолепный скрипач. Недостатка в педагогах не будет. Будет ли постоянным этот процесс — надеюсь, что будет именно так. Если власть нас поддержит, увидит необходимость такой работы — будем работать дальше. Власть — ее необязательно ругать. Власть — те же люди, у них есть дети. И среди власти много хороших людей. Если мамы и папы будут довольны, что их ребенок увлекся высокой музыкой, а не болтался где-то на улице — это уже история. Финансы нам нужны — я-то могу приехать и выступить без гонорара. Но бюджетники-профессионалы, но та же японка — она разве прилетит с тремя пересадками только из уважения ко мне? Деньги нужны для организации, без них никак. Фестиваль не может быть хозрасчетный — зал будет полный, но стоимость билетов никак не покроет даже гонорара японской звезде или перелета симфонического оркестра. Наш оркестр выступает без гонорара, у них зарплата в Москве и командировочные, чтобы выпить кофе, не более.

Юрия Башмета спросили о сложностях выбора программы концертов - играть шлягеры или непростые для восприятия произведения.

- Честно говоря, было непросто решить, какой программой открывать ростовский фестиваль. И мы решили так. «Гарольд в Италии» Берлиоза — уникальное произведение с солирующим альтом, его нельзя отрепетировать за три дня, как это принято в Европе. У меня была возможность сделать это, поскольку есть оркестр на зарплате. Мы две недели репетировали его. Это почти аттракцион — когда солист и дирижер одно лицо, и за спиной солиста слаженно играет вся эта махина. А вообще это глубокий вопрос - что играть на концертах. Я сторонник такой политики — всегда что-то новое, премьерное! Если вы знаете, то развивая судьбу альта, я стал бесконечным мотором для композиторов. Я сыграл 52 концерта, посвященных мне! Написано больше, кстати, я еще не все сыграл. И продолжают писать! Минимум два-три концерта написано, и я пока не успел сыграть. Среди посвященных мне произведений для альта — шедевры, например, «Монолог» Альфреда Шнитке, концерт Софии Губайлдуллиной, «Стикс» и «Литургия» Гия Канчели, концерты Александра Чайковского... О Чайковском сейчас вспоминают как об ученике Хренникова, но это скоро пройдет. Беда, что самого Хренникова забывают! Недавно я выбросил из своей программы произведение, и поставил Хренникова — успех был ошеломляющий. В памяти многих он остался неким советским монументом, - но это почти ничего о Хренникове. Как составляется программа? Надо, чтобы тот, кто впервые попал на концерт классической музыки, - это не был последний концерт в его жизни. Пусть покажется что-то знакомым, хоть из рингтонов Нокиа, потом важно не испортить первого впечатления — есть десяток шедевров, ставших шлягерами. Что-то такое должно быть в концерте. Но и другое должно быть — чтобы слушатель поработал головой, услышал что-то выше среднего уровня понимания, ему нужно дать пищу для размышлений. Некоторые доводят это маразма. Я дирижировал одним произведение, где 45 минут повторяются очень красивые 8 тактов — с Гидоном Кремером. Очень красивые - но 45 минут! И слушатели начали уходить. Но все же что-то сложное должно быть. Для разрядки есть еще и бисы, которые наверняка многим понравятся, и люди уйдут с улыбкой, даже если промучались весь концерт... Мы должны нести ответственность за своих слушателей — а для этого надо делать все максимуму в своей профессии.

На прощание Юрий Башмет рассказал о том, как перед ним в свое время встал мучительный выбор - или серьезные материальные блага, или рискованное продолжение сольной карьеры.

- У меня был момент, когда я еще не был известен, и жил в Москве на птичьих правах, - мне предложили квартиру и постоянную работу концертмейстером альтовой группы. Я не спал ночь. И решил, что если приму предложение — зарплата большая, квартира в центре Москвы, живи и размножайся — то поставлю крест на всех своих амбициях. И я отказался. И не жалею об этом.

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости музыки NEWSmuz.com»

Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Поделиться!