Юрий Башмет: Сказал Стингу - с Шубертом так можно, а с Procol Harum нельзя?

16 февраля в пресс-центре Зимнего фестиваля искусств в Сочи прошла пресс-конференция с участием Юрия Башмета и представителей спонсора фестиваля МДМ-банка.

Топ-менеджеры МДМ-банка рассказали, что они пригласили и привезли в Сочи своих крупнейших клиентов, причем дали возможность приехать вместе с детьми, побывать на концертах и лично пообщаться с Юрием Башметом.

- Спонсирование Зимнего фестиваля искусств в Сочи и других концертов классической музыки - это не только проект в рамках нашей социальной ответственности, но мы вносим какой-то свой вклад в окультуривание России – мы в стране слишком ударились в экономику и упускаем культурные ценности, - говорит Дмитрий Юрин, руководитель Южного филиала МДМ-банка. Наша цель – перерасти в нечто большее, чем просто материальная помощь музыкантам.

На пресс-конференции фестиваля


На пресс-конференции фестиваля

А дальше слово взял Юрий Башмет.

- Хорошо, что на концерты приходят с детьми. Дети понимают, что классическая музыка – это хорошо, и не надо этого стесняться. В Нижнем Новгороде как-то мы играли обычный концерт в филармонии, и директор попросил подойти на банкет с платными билетами. Мне жутко не хотелось идти после тяжелого концерта на мероприятие. А они продали 50 очень дорогих билетов – их полностью выкупил Сбербанк. С нами договоренностей не было. Я пошел, но сказал, что это замечательно, что банк заинтересовался музыкантами, хотя я держу деньги в другом банке - там, где Моцарт и Шуберт. Тогда директор местного филиала банка парировала мне очень эффектно. Она сказала, что в их банке держали деньги и Чайковский, и Рахманинов. Замечательно сказала! Времена меняются, а банки работают. МДМ банк молодой банк, но может быть, спустя много лет другая сотрудница банка скажет что-то подобное про других музыкантов...

Затем Юрий Абрамович поделился своими впечатлениями от первого дня Зимнего фестиваля искусств в Сочи.

- Девочка-японка Маю Кишимо сыграла очень хорошо. Мы с ней много лет знакомы, встретились когда-то на фестивале в Японии, - как обычно, куда-то приезжаешь и артисты дают свои записи, предлагают вместе сыграть... Маю сейчас много играет с Сашей Бузловым, Ксенией Башмет, Аленой Баевой, у них свой мололежный коллектив. Она очень нервничала перед выступлением, но больше всего удивила меня, что от репетиции до выступления бесконечно, безостановочно занималась – все пилила и пилила... Так могут только азиатские музыканты.

Юрий Башмет

Рассказал Юрий Абрамович про ощущения от оркестра «Новая Россия» и рискованного поступка с «Болеро».

- «Новая Россия» выступала с невероятной отдачей! Что-то могло не получиться, что-то было лучше – но отдача всех солистов и оркестра была максимально творческой. В каждом выступлении было творчество. Деньги ведь вашим банком (обращаясь к представителям МДМ-банка) вкладываются ради творческих открытий? Они были в каждом номере! Например, «Руслан и Людмила» давно исполняется как спортивный номер – кто быстрее сможет сыграть, тот и лучше. У нас и темп получился не бешеный, и рекордов не били – это было именно творческое прочтение. А «Болеро» мы играем нечасто. Но интрига к финалу была выдержана. Барабанщик там делает почти подвиг – к такому выступлению надо долго готовиться. Неделю не выпивать! У всех музыкантов есть проблема – повышается градус эмоций, и сам собой ускоряется темп. Это свойственно природе музыканта. Вчера наш ударник только один раз посмел ускорить темп, и я тут на него так посмотрел! Он был в коматозном состоянии, но взгляд уловил и исправился. Он буквально создан для «Болеро»! Произведение это гениальное. Вчера на репетиции этот знаменитый переход от пианиссимо до меццо-форте, как задумано автором, они сделали без всяких излишеств, и потом на концерте все получилось.

Юрий Башмет рассказал историю о том, как они музыку Тан Дуна с пипой исполняют без пипы.

- Тан Дун написал свое произведение Eternal Vow для меня на основе музыки к фильму «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Развития нет, но очень красиво создана атмосфера. А пипы, которая прописана в партитуре, у нас не было, но есть арфистка, которая талантлива. Я спросил у Дуня, где взять пипу, если у нас ее нет – он махнул рукой – нет, и не надо. А она все переложила, сыграла замечательно. А ей уже и на сцену не нужно, она ждет ребенка! И вот в каждом номере концерта открытия есть какие-то творческие открытия.

Кроме того, Башмет рассказал о своих взаимоотношениях с бизнесменами, очень богатыми людьми.

- Я дружу с богатым человеком, часто вижу его семью, детей. И вижу - вот он своему 12-летнему сыну купил классическую гитару, и спортом сын тоже занимается. Одному богачу, как раз владельцу МДМ-банка, я сказал – почему у тебя нет дома клавишного инструмента? Он купил! Спустя какое-то время прихожу – у него играет на звонке домофона сольминорная симфония Моцарта, а там буквально все мои идеи про нее, только быстрее играют, чем надо. Бог мой, думаю, потом скажут, что Башмет украл идею у кого-то. Потом выяснилось, что, оказывается, там играет Катя Сканави и моя дочь! У них вообще запись одного их концерта стоит в компьютере для этих целей. Ладно, пришел. Сыграл ему фантазию Шуберта для четырех рук, ему очень понравилось – так потом оказалось, что когда звонишь в его банк, на автоответчике теперь играет именно эта мелодия. А потом было продолжение истории. Я был дома у Стинга – и после ужина попросил сыграть музыкантов эту фантазию. Он несколько раз просил сыграть эту тему, каждый раз останавливая на развитии темы. Потом мы играли тему Прокол Харум, я остановился на развитии темы – ну не помню дальше. Он даже обиделся – как же так, там такое интересное развитие темы! Я ему: с Шубертом так можно, а с Прокол Харум нельзя?

Башмет вспомнил историю с Андреем Макаревичем.

- С Макаревичем была целая история на его юбилее. Он снимает гитару и говорит: покажи, что ты умеешь играть, волосатик? А я 30 лет не играл на гитаре. Я что-то даже вспомнил! Хорошо, в телеверсию вошли только удачные моменты, когда я уже разыгрался... А вообще мне грустно, что я не стал пианистом, хотя мечтал бы играть Второй концерт Брамса. И уже не сыграю, наверное. И с гитарой та же история. Виталий Богданов (сенатор, владелец радиостанций) подарил мне гитару когда-то… Но годы упущены. Вот Саша Рудин зорово играет и на своем инструменте, и на рояле.

Кроме того, Башмет прокомментировал, отчего на первом концерте фестиваля финский пианист Олли Мустонен играл сольмажорный Концерт Равеля по нотам.

Знаете, однажды в Ла Скала я играл концерт Бартока, который я знал наизусть. И вот за полтакта до конца моего соло дирижер дал оркестру играть тутти. Ничего не случилось, но потом я не спал всю ночь, и боялся, что такое повторится. На четвертый концерт я поставил ноты. И с тех пор Бартока без нот не играю. Очень много музыки не играется, потому что музыканты боятся ее играть без нот. Главное – научиться играть по нотам так, как если бы ты играл без нот. Привязка к нотам связывает фантазию! А почему именно Мустонен играл по нотам - надо спросить у него. Он не только пианист, но и композитор и дирижер - возможно, ему так играть просто удобнее. Рихтер играл по нотам, так партнеры из уважения к нему тоже ставили на пюпитр ноты, хотя знали наизусть.

Аудио-запись пресс-конференции:

Текст: Вадим Пономарев
Фото: Светлана Мальцева

Поделиться!