Зимний фестиваль искусств закрылся на итальянской ноте
В Сочи прошел «Итальянский концерт» на уникальных инструментах Страдивари и Гварнери, завершивший VI Зимний фестиваль искусств Башмета.
Специально для этого концерта в Сочи впервые в истории привезли раритетные инструменты лучших мастеров мира из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Когда в Сочинском музыкальном училище, где репетируют музыканты, услышали их звучание, то сказали, что таких чистых интервалов в его стенах не звучало никогда…
Программа финального концерта фестиваля стартовала с популярной и часто исполняемой Башметом Сонаты №3 до мажор Россини. Произведение, «Солистами Москвы» изученное вдоль и поперек. Поэтому о прочтении говорить нечего, но стоит сказать о фантастически чистом звучании Сонаты на инструментах Страдивари и Гварнери – пиршество для слуха, практически совершенное звучание вообще.
А вот про La Fidum Natura малоизвестного пока молодого итальянского композитора Ламберто Куртони для 2х альтов (Юрий Башмет и Лука Раньери) и струнных стоит поговорить. Мировая премьера Башмета и Раньери была в марте 2011 года в Италии. Российская премьера этой пьесы состоялась в декабре прошлого года на «Декабрьских вечерах» в Москве – Башмет тогда сыграл ее со своим альтистом. Тогда тоже была сугубо итальянская программа, и музыка Куртони произвела впечатление. Тут в Сочи, когда рядом с Башметом священнодействовал Лука Раньери (Luca Ranieri), первый альтист оркестра RAI (Куртони там работает солистом-виолончелистом) и худрук фестиваля Concerto D'Invernoв Брешии, эта сложная многопластовая музыка зазвучала острее. Рваные интервалы, интеллектуальный шарм музыки Куртони раскрылись в полной мере. Башмет и Раньери вели словно неспешный диалог, то и дело смело перехватывая инициативу, а иногда сливаясь в причудливых интервалах.
Виолончелист Александр Бузлов был, как всегда, задумчив и пронзителен в Une Larme Россини, и приходится только радоваться тому, насколько сильно влияние Юрия Башмета на манеру Бузлова интонировать и выстраивать фразировки.
Какой итальянский концерт без Паганини? А если Паганини – то скрипач Массимо Кварта (Massimo Quarta). Приезд на Зимний фестиваль Кварты, известного мастера исполнения Паганини, записавшего уже ставший классическим цикл «Произведения Паганини исполняются на скрипке Паганини» и «24 Каприса Паганини», стал событием. Массимо Кварта всегда страстен, чувственен, элегантен в звукоизвлечении. Il Palpiti же он сыграл еще и умно – когда страсть и виртуозные пассажи не затмевают главного, размышления и внутренней боли. Кварта играл на разрыв. Воистину великое выступление, которое останется в памяти зрителей навсегда, без сомнения.
А все второе отделение занял грандиозный проект – исполнение Gloria Вивальди, одного из самых популярных духовных произведений в мировой музыкальной культуре. Для этого из Италии приехал Городской хор города Конельяно. Пели сопрано Кристина Мхитарян и меццо-сопрано Юлия Мазурова, артистки Молодежной оперной программы Большого театра, и показали себя с самой лучшей стороны. Хор Конельяно не удивил качеством голосов, но пел слаженно, одухотворенно и по-хорошему канонически, превосходно передав оттенки умиротворенной скорби Вивальди.
И уж совсем с блистательной стороны показали себя «Солисты Москвы». Играли глубоко, изысканно и при этом щедрыми красками, с тягучими легато и мгновенными взрывами эмоций. Задуманные Вивальди переходы от беспредельного ликования от гармонии мира к глубочайшей скорби от страданий Христа, и снова к благостной мысли о торжестве справедливости сыграны умно и без перетягивания одеяла на себя. Хор, солистки и ансамбль сосуществовали в невероятной гармонии. Исполнение «Глории» и весь финальный концерт фестиваля стали ярким концом Зимнего фестиваля искусств, мощнейшим аккордом высочайшей пробы музыки.
Вышедший на сцену мэр Сочи Анатолий Пахомов завершил Зимний фестиваль искусств: «Самый лучший Фестиваль подошел к концу. С каждым годом он все лучше и лучше. Он меняет отношение жителей нашего города к жизни, к искусству. Мы начинали фестиваль с полупустых залов, а сейчас ни одного пустого места на любом концерте. Двое юных сочинских музыкантов вошли в состав Российского молодежного оркестра под руководством Юрия Абрамовича. Мы говорим Спасибо! Наша сочинская публика – самая благодарная. До встречи на фестивале в 2014 году!»
И свое финальное слово, уже с букетами цветов в руках, сказал Юрий Башмет: «Это моя мечта – услышать, как звучат одновременно Страдивари, Гварнери все вместе. Главные герои на сцене сегодня – они. Спасибо вам, сочинцы, за все! Музыка нас сближает!»
Текст: Вадим Пономарев
Фото: Светлана Мальцева