Нино Катамадзе: Мы с Башметом познакомились без слов!
Нино Катамадзе, группа Insight и струнный секстет симфонического оркестра «Новая Россия» дали два концерта в Сочи.
Концерты прошли в Зимнем театре Сочи и зале «Галактика» на Красной поляне в рамках VII Зимнего международного фестиваля искусств под руководством Юрия Башмета.
Так получилось, что в Сочи Катамадзе приехала без барабанщика. Зато отсутствие барабанов компенсировала часть струнной группы оркестра Башмета «Новая Россия» (с этим секстетом она презентовала три года назад альбом Green), отчего звук приобрел изящество и стал в какой-то степени более камерным. В принципе, Катамадзе уже не привыкать выступать с оркестрами, в том числе со всей «Новой Россией», и в марте 15-летие творческой деятельности она будет отмечать снова с оркестром. Однако если некоторые ее опыты с оркестрами были откровенно неудачными (например, в 2006 году она едва не усыпила зал «Мир» чрезмерно меланхоличными аранжировками), то теперь все иначе. Драйв остался на своем месте, а струнные подчеркнули самые выигрышные мелодические линии - этого всегда не хватало в музыке супертехничной группы Insight, заточенной больше под арт- и джаз-роковые полиритмические конструкции.
- Хочу поблагодарить фестиваль за то, что он собирает людей. Не бывает одного мнения, у каждого свое мнение. А главное - творчество! И над нами Бог. И мы общаемся здесь для творчества.
Нино явно была в ударе. Обычно она первые две-три песни отводит под распевание, но в этот раз ей хватило одной. А затем начался полновесный динамичный концерт, в котором получилось буквально все. Море обаяния и сердечности, чистый верхний регистр, диалоги со зрителями, танцы, превосходно обработанный и совершенно неповторимый тембр. К тому же Катамадзе отказалась от микрофона с вокодером и обработками, что в положительную сторону отразилось на динамичности концерта. Полуторачасовой концерт пролетел на одном дыхании.
- Где-то здесь был Юрий Абрамович. Где вы? Я вас люблю! - экспансивно кричит Нино в сторону ложи, где сидит Башмет. И... идет обниматься с маэстро.
И уже в который раз (!) на Olei, специально предназначенной для совместного пения со зрителями, в зале встретился профессиональный вокалист! Кажется, все вокалисты уже знают, где можно попеть на концерте звезды. Дама в очках пела действительно здорово, с профессионально прикрытыми верхами, - еще один кандидат в шоу «Голос», когда своих хитов нет, а голосища в наличии.
А перед концертом Нино Катамадзе пообщалась с журналистами.
- Какие впечатления у вас от Сочи, фестиваля Башмета и Олимпиады?
- В первую очередь для меня очень важно быть участницей этого фестиваля. Фестиваля, который предназначен для истории, наполняет век, создает то пространство, которое человек может заполнять своей свободой. И так совпало, что сейчас в Сочи — Олимпиада. Я честно признаюсь, что пока не успела ничего посмотреть здесь. Но я видела дороги, видела те места, которых просто не существовало здесь еще недавно. Было интересно посмотреть, как тут все изменилось. Это искренне радует меня!
- Какое отношение у вас к Сочи, будете приезжать сюда после фестиваля?
- Мы не в первый раз и не в последний — в Сочи. Приезжаем сюда на кинофестиваль, и всегда, когда приглашают. Артисту всегда приятно выступать там, где его ждут.
Я не могу оценивать подготовку мероприятий, я же вижу только свет коридоров — там, там, там... Всем на сцене занимается Inside. Я не могу быть довольной или недовольной. Я просто живу для этого. Я рада хоть немного побыть там, где я ничего не боюсь — на сцене. Выход на сцену для меня — это один правильно прожитый день.
- Как вы относитесь к Юрию Башмету?
- Настолько уважительно! Как к музыканту, как к человеку... Очень интересно мы с ним познакомились. Я сильно волновалась, потому что в первый раз на фестивале Башмета с нами играл симфонический оркестр «Новая Россия» под его руководством. А я даже не была знакома с ним. И вдруг тук-тук в гримерку, - вам на сцену. А я ужасно волновалась. Вышла потом на сцену, чувствую, что с залом что-то не то, - а это реакция зала на выход Башмета. Он вышел, сначала что-то литавристу сказал, потом медленно идет к роялю... А я пою, я же не могу остановиться! И вот он подходит к роялю, и что-то одной нотой играет. И это было прекрасное знакомство! Через музыку. Без слов, каких-то лишних объяснений, политики, без всего! Когда есть озарение, слов не надо.
- Есть что-то общее между Сочи и Грузией?
- Это же историческая часть Грузии! Для меня это родная природа, я же родилась в Кобулети, в морском климате. Разговоры у моря, светлячки... Это для меня исконное внутреннее состояние, и я его берегу, стараюсь его сохранить внутри себя.
- Ваши «цветные» альбомы создали особый и неповторимый саунд на постсоветском пространстве. Чувствуете ли вы, что они уже исчерпаны, или будете копать в этом направлении дальше, или уходить в другие жанры?
- Спасибо за вопрос! Я бы не использовала слово исчерпано, потому что... Цветовая гамма — она пошла от реакции слушателей. Изначально у нас был «Белый» и «Черный» альбомы, так они выглядели. И когда люди стали говорить — а вы слушали белый альбом, а вы слушали черный альбом? - я поняла, что это можно продолжать в цветах, а не в словах. Мне бы хотелось, чтобы грузинское слово там звучало — как фонетика, как музыка, как история. И голубой альбом, и красный, и зеленый.... И хотелось идти дальше и дальше. Могу честно признаюсь — я не просто копаюсь, я вот так сижу (показывает позу крестьянина, возделывающего грядки). Мы импровизируем не только нотами, мы должны прожить и ощутить то, о чем наша музыка. Я не могу вас обманывать! Я не умею этого делать. Я хочу, чтобы все было честно. И я очень много работаю, у меня не бывает перерывов, отдыха, личной жизни. Нахожусь ли я в Сочи, Нью-Йорке, Ханты-Мансийске — для меня это одно и то же! Пусть там параллельно идет Олимпиада или, может быть, даже моя свадьба — я не участвую в своей свадьбе!
Музыка это течение, в котором ты плывешь, открываешься, становишься прозрачнее... Музыка берет все от тебя! И что от меня еще ждать? Я не знаю!
- Каковы ощущения от работы с оркестром «Новая Россия»?
- О да, я же играю с частью струнной группы оркестра «Новая Россия». Вчера мы играли концерт на Красной Поляне, и мне захотелось спеть немного иначе, чем в нотах у музыкантов записано. И принялась им напевать: «Соль, соль, си бемоль, си бемоль...» Были моменты, когда мне хочется немного по другому сыграть, я же не на экзамене, мне хочется немного похулиганить... И я начала напевать им ноты. Смешно и интересно получилось.
- Какой вид спорта вы бы назвали самым музыкальным?
- Фигурное катание, конечно. И я болею за нашу грузинку, но скорее виртуально — узнаю о результатах постфактум. Много времени уходит на чтение книг, сейчас вот читаю «Селестинские пророчества» Рэдфилда.
Вадим Пономарев
Фото - Светлана Мальцева