Юрий Башмет: На Олимпиаде я болею за всех!
Юрий Башмет провел брифинг в Органном Зале Сочи в рамках VII Зимнего международного фестиваля искусств.
- За кого вы болеете на Олимпиаде, и что можете пожелать сборной России?
- Я за всех болею. Человек, который готовился и шел к этому, в его жизни Олимпиада - поворотный момент. Представляете: готовился-готовился, а потом что-то не сработало, подпрыгнул и не так упал. Я был свидетелем таких ситуаций, когда в ответственный момент вдруг не получается. Поэтому я болею и за китайца, и за еврея, и за сочинца... За кого хотите. Но, как патриот, плюс к тому хотел бы, чтобы наши российские спортсмены выступили достойно. Они ощущают ответственность. И с одной стороны, их поддерживает наша любовь к ним, а с другой стороны, груз ответственности еще более утяжеляется.
Я когда-то увлекался всем, что связано с коньками, это мне ближе. А самое для меня было бы близким - фехтование, но его нет в программе Зимних игр. По фехтованию у меня был даже юношеский разряд.
Мы выиграли проведение Игр, и это уже потрясающая победа. Потом строили тут все, старались... Нам нужно дотянуться по уровню до самого факта проведения Игр. Церемония открытия Олимпиады вызвала у многих вопросы. Но все равно люди, хорошие люди оценивают все работу, которая была проведена. Те, кто смотрел церемонию открытия на стадионе, как я, должны понимать, что все-таки этот продукт больше заточен под телевидение. У тех, кто смотрел по телевидению, сложилась совсем другая картина происходящего. А на стадионе было трудно: тут одно появилось, там другое... Да еще холодно было...
- Как была подобрана программа фестиваля во время Олимпиады?
- Мы создали этот фестиваль не под Олимпиаду, Как есть дом Боско, и люди туда приходят каждый день, так и у нас в Сочи каждый год есть фестиваль. Сейчас он, естественно, ассоциируется с Олимпиадой. Но фестиваль был до Олимпиады, будет и после. Гостей очень много - недавно был польский вечер с исполнением ныне живущего потрясающего композитора Кшиштофа Пендерецкого, я недавно ездил поздравлял его с 80-летием в Варшаву. Я не играл из-за проблем с рукой, но мой ученик сыграл блестяще - он выучил произведение за пять дней, труднейшее произведение. Потом итальянский вечер. Впервые свою территорию покинет Зальцбургский фестиваль, и приезжает к нам. Открывали мы русским вечером. Показали уже «Евгения Онегина» с Хабенским и Раппопорт и замечательными солистами. Для оперного оркестра исполнение «Онегина» - рутина, а самфонический оркестр изучает это как музыку, как симфонию. И получается ярко, свежо. Я доволен состоянием оркестра «Новая Россия».
- С вами видели сына, он выглядит как болельщик. Он приехал на спорт или на ваш фестиваль? Он музыкант?
- Сын очень музыкален, но не стал музыкантом по профессии. Он мог приехать на первый день, а мог попозже. Вчера получаю от него SMS, что он приехал, оказывается вчера и не знал, что и где происходит, мог подъехать на концерт еще вчера. И живет он в том же отеле, что я. Он скромный человек, и даже не обратился ко мне за помощью - сам оформил паспорт болельщика, купил билеты куда ему надо, - очень независимый человек.
А еще только что я получил SMS от своей дочки, которая спрашивает, обед у нас семейный или в номер заказать. А я и не знал, что она уже прилетела... Сейчас ее увижу. Все самостоятельные.
- Вы провели мастер-класс. Бывало так, что благодаря такому общению вы открывали для себя новые имена?
- Вот по интернет-телемостам судить сложно. Микрофон режет прежде всего вибрацию. Поэтому звук прямой, трудно уловить. И все-таки была девочка, которую я заставил играть потише - даже через интернет была слышна разница. Главное в таких мостах - знакомство. И я потом с ними обязательно встречусь.
В моем Всероссийском юношеском оркестре - постоянная ротация из-за лимита по возрасту. И везде, где мы бываем, мы продолжаем слушать новых юных музыкантов. Почему? Сейчас один потрясающий парень, мега-звезда из Ростова, должен по возрасту покинуть оркестр - он очень переживает, и мне очень жаль - причем он один из главных концертмейстеров оркестра. А с другой стороны, надо же давать дорогу другим... Это ужасно обидно, но есть цель выше. Мы даже скрыли разок его возраст, чтобы он еще разок сыграл. Когда мы прослушивали его в Ростове-на Дону и он сыграл Каприс Паганини, - то, как он сыграл, можно было записывать на CD. Настолько чисто и здорово он сыграл.
- Как организована работа Молодежного оркестра?
- Они учат свои партии отдельно с учителями индивидуально. Потом собираются группой, человек по десять, и играют это вместе, - контролируют музыканты моего оркестра. Потом с ними занимается ассистент. Потом приезжаю я, и начинаю все выстраивать вместе. Бывало, хожу по пультам и каждому даю советы. А потом уже начинается творчество...
Я горжусь тем, что мы сделали это. Такой оркестр создан впервые у нас в стране.
Вадим Пономарев
Фото - Светлана Мальцева