Юрию Башмету предложили полететь в космос

«Солисты Москвы» Юрия Башмета уже не раз играли с виртуозным скрипачом Сергеем Крыловым. Но тут был особый повод.

Несколько раз в год Башмет получает уникальные инструменты из Госколлекции — Страдивари, Гварнери, Амати... И играет концерты на них в разных городах России и мира. В этот раз получилось особенно цельно: только Страдивари, четыре бесценных скрипки из разных периодов работы скрипичного мастера, от 1703 до 1727 года изготовления. Золотой век Страдивари.

Сам процесс выноса скрипок Страдивари напоминал церемонию посвящения в цари. Две скрипки в руках Башмета, две скрипки — в руках Крылова. Торжественное поднятие скрипок над головой. Белоснежный столик на авансцене, куда кладутся инструменты. А затем - «Времена года» Вивальди, где каждая из частей играется на одной из четырех скрипок Страдивари.

Юрий Башмет и Сергей Крылов выносят. Скрипки Страдивари
Юрий Башмет и Сергей Крылов выносят. Скрипки Страдивари

И сразу стоит приземлиться. Сам Башмет попозже рассказал анекдот: когда к известному скрипачу Яше Хейфецу пришли восторженные поклонники со словами «Какой инструмент, как звучит!», тот подошел к скрипке, приложил руку к уху и сказал: «Ничего не слышу».

Самое известное, может быть, барочное произведение в мире - «Времена года» Антонио Вивальди — состоит из тех самых четырех концертов. Подбирать скрипки Страдивари по временам года, в зависимости от времени исполнения, не стали. Гадать, насколько каждая из четырех скрипок ложится на каждое из времен года — дело неблагодарное. И все же. Оценить замысел без этого невозможно.

Сергей Крылов
Сергей Крылов

«Весна» на скрипке «Везувий» 1727 года из коллекции музея скрипок Кремоны — гармоничный благородный тембр, причем во всех диапазонах вплоть до низкого регистра, звенящий медью форшлаг, интимный верх. А Сергей Крылов не преминул добавить чистопородного извлечения легато — из тех, когда говорят, что «скрипка сама поет».

Соль-минорное (это важно) «Лето» на скрипке Страдивари 1719 года, на которой играли Давид Ойстрах, Сергей Стадлер, Олег Каган — это активная атака звука и звенящий, почти колокольчиковый, звук. Упоение расслабленной летней гармонией, свойственное Вивальди, чередуемое порывами стаккато, идеально легло на эту очень непростую по звукоизвлечению скрипку. Особенно тембрально эффектно в третьей части концерта звучали знаменитые раскаты эха в летней грозе.

Чопорная «Осень» на инструменте 1703 года, который некогда принадлежал Александру I, и на котором играли Лев Цейтлин, Михаил Вайман, да и сам Юрий Башмет (в период чудных экспериментов с Олегом Каганом) с певучим, почти флейтовым звуком. Как же это выглядело! Лукавый взгляд Сергея Крылова, рваные волокна смычка, певучий плач великой скрипки... Как потом выяснилось, как-то во Франции Башмету принесли две инкрустированные коробочки для канифоли и сурдинки, которые были преподнесены Александру I для этой скрипки. И старик, родственник мастеров, чуть не забыл эти коробочки. Но Башмет окликнул его, и вернул коробочки...

И, наконец, величественная «Зима» на инструменте 1710 года, на коем играли в разные годы Александр Могилевский, Елизавета Гигельс, Игорь Безродный, Рубен Агаранян. Тонко расщепленный тембр, подобно человеческой хрипловатости, и при этом бережный хорошо темперированный верхний регистр. Бог весть, по каким критериям подбирали эти скрипки, но все случилось практически идеально.

Сергей Крылов и Юрий Башмет
Сергей Крылов и Юрий Башмет

Кстати, нельзя не отметить задор Сергея Крылова — он не побоялся внести некоторую джазовость в «Зиму» и «Осень», буквально атакуя затактами и чувственными сбивками длительностей. Вышло индивидуально и с отменным вкусом, что лишний раз говорит о высочайшем исполнительском классе Крылова.

А во втором отделении был Петр Чайковский. «Солисты Москвы» сыграли с Юрием Башметом сначала Andante cantabile для альта и струнных (автора переложения для альта не назвали, к сожалению) — и на сцену зала Чайковского вернулся тот любимый многими пронзительный и лиричный Башмет. Великий альтист Башмет.

Великий альтист Башмет
Великий альтист Башмет

Затем последовало разговорное шоу Башмета. Он, как водится, для начала лукаво сообщил, что его «уговорили» выйти поговорить. А затем долго и смешно рассказывал байки из музыкантской жизни, перемежая представлением всех инструментов из Госколлекции, которые были в этот вечер у «Солистов Москвы», заодно предлагая своим музыкантам коротко сыграть на каждом, чтобы слушатель прочувствовал звук каждого в отдельности. На самом деле, конечно, это давно отлично отрепетированный просветительский номер в исполнении Башмета и «Солистов Москвы». Неожиданности — только в выборе фрагментов произведений. В этот вечер, например, прозвучала даже «Улыбка» Шаинского. Особенно любопытно было услышать альт Альбани, тот самый, на котором играл «Альтист Данилов», точнее его прообраз — музыкант из оркестра Большого театра. Альт Альбани в России один, так что ошибки быть не может.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Среди новых баек от Башмета — полет в космос. В зале сидел «космический доктор» из Центра космонавтики. Башмет рассказал, что тот звал его в космос, на полном серьезе. «Я выдержу это?» «Будешь тренироваться, все выдержишь, я уже договорился. Медицина поможет». А жена доктора отговаривала, дескать, ее муж — сумасшедший... Тренировки еще не начались, оговорился Башмет.

Достойным финалом исторического, чего уж там, концерта стала Серенада для струнного оркестра Петра Чайковского в исполнении «Солистов Москвы» под дирижерской рукой Башмета.

Юрий Башмет и «Солисты Москвы»
Юрий Башмет и «Солисты Москвы»

Вадим ПОНОМАРЕВ

Поделиться!