«Кармен» на фестивале Башмета: опера, балет и птица-тройка
Для фантазии «Фантастическая Кармен» режиссер использовал прием из «Мастера и Маргариты» Булгакова.
Помещать героев в сумасшедший дом и выстраивать весь сюжет из «видений» - не то, что новый взгляд на постановку любой пьесы, но даже избитый. Тем более удивительно, что масса шаблонов не помешали фантазии на тему «Кармен» Бизе, Щедрина, Мериме (а заодно Достоевского, Шекспира и Бюхнера) стать вполне себе стандартно-европейской по режиссуре постановкой. Звезд с неба режиссер из Вахтанговского театра Павел Сафонов не хватает, но и в затхлости его не упрекнешь.
А состав фантазии, презентованной на VIII Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи, невероятно звездный. Поскольку фантазия соединяет драматическую, оперную и балетную канву, то Кармен, Хозе и их ассисентов тоже по трое. Оперная часть представлена весьма известной меццо Нэнси Фабиолой Эррера из «Метрополитен-Опера» в роли Кармен, Хозе — тенор Виктор Антипенко из Большого, Эскамильо поет бас Олег Цыбулько оттуда же.
Выглядело все так. Задник — белоснежная стена из плиток, напоминающая больничные коридоры. И в ней — несколько дверей. Сценограф Мария Трегубова проецирует на стену компьютерную графику — тут текстовый поток сознания Хозе, состоящий из слов любви, эмоциональных вскриков, признаний, атмосферных рисунков. А перед той стеной сменяются драматические, балетные и оперные фрагменты «Кармен», объединенные видениями Хозе в больничной палате.
Нэнси Фабиола Эррера (Кармен), Ольга Ломоносова (Кармен), Виктор Антипенко (Хозе) и Михаил Трухин (Хозе)
Бог знает, что произошло с Эррерой (прессу к ней не пустили), но в этот вечер она была явно не в голосе. Привычная полетность звука и звучность отсутствовали напрочь. Она как могла компенсировала проблемы голоса экспансивной жестикуляцией, но дело в том, что в рамках этой постановки все драматические фрагменты были отданы именно драматическим актерам. Цыбулько же отпел грамотно, но холодно. А вот самым восхитительным образом показался Виктор Антипенко — он был уместно страстен, показал шикарный динамический диапазон, да и в образе Хозе был весьма убедителен, даже по меркам драматического театра.
Звездной балетной триадой выступили солисты Большого театра Екатерина Шипулина, Денис Родькин и в роли Торреро — Михаил Лобухин. Испанские цыганские страсти оказались по-хорошему далеки от всех. Но Шипулина, блеснув превосходной техникой, смогла хотя бы очертить видимость сексапила Кармен некоторыми штрихами. Партнеры же были заняты сугубо физическими упражнениями и самолюбованием.
А вот драматические звезды оказались явно дезориентированы режиссурой. Сафонов не ставил целью объяснить арии и балетные па в сугубо драматических отрывках. Занятые в постановке Евгений Стычкин в роли Врача, сериальная актриса из «Не родись красивой» Ольга Ломоносова в роли Кармен и актер МХАТа Михаил Трухин (невыносимо напоминавший все время Хабенского) в роли Хозе явно сосуществовали в разных стилистиках. Если Стычкин привычно играл «человека в футляре» с буднично-злодейской профессией, то неожиданно пластичная и сексапильная Ломоносова взяла на себя Кармен «из Мериме» (и справилась!). А Трухин словно перепутал роли, и вместо Хозе играл сугубо Мастера из «Мастера и Маргариты». Трио никак не сливалось. Возможно, обоим мужчинам стоит подстраиваться под точный камертон Ольги Ломоносовой — она наиболее точно нашла органику существования в «Кармен». Заметны режиссерские просчеты — Сафонов принуждал утрировать оперную условность, но не выстроил единство психологической правды для всего трио актеров.
В целом постановка производит впечатление сделанной для фестивальных показов. Компактность декорации и возможность замены любых персонажей на тех, кто когда-либо танцевал «Кармен» Щедрина или пел «Кармен» Бизе, делают его по-хорошему универсальным.
Юрий Башмет дирижировал «Новой Россией» только изредка, то и дело уступая помост своему ассистенту. Это не помешало оркестру прозвучать слаженно и детализированно, что важно для такой синтетической постановки.
Спектакль-фантазия сделан пока сугубо для башметовского Зимнего фестиваля. И это отличный опыт экономичного производства штучной фестивальной продукции, к тому же способной затем множиться даже без великого авторитета Юрия Башмета. Для Сочи это выглядит и вовсе авангардом. А многие указанные ошибки, скорее всего, вовсе не существовали бы, будь у участников спектакля время элементарно порепетировать совместно. Так что опыт стоит признать однозначно удачным, смелость города берет...
Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА