Ради успеха фестиваля Башмет пожертвовал концертом своей дочери
13 февраля в Сочи торжественно открылся IX Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета.
В адрес фестиваля пришла поздравительная телеграмма от президента России Владимира Путина, в которой, в частности, говорится: «С каждым годом программа фестиваля становится насыщеннее и разнообразнее».
На пресс-конференции прозвучало немало одобрительных слов в адрес фестиваля. Замглавы Сочи по культуре Ирина Романец отметила: «Есть архитектурные доминанты Сочи — Зимний театр, морпорт… А музыкальной визиткой и музыкальной доминантой Сочи служит Юрий Башмет. Его ежегодный фестиваль - то, что придает особый лоск нашему городу, особую пластику. Каждый год мы становимся свидетелями шедевральных проектов Башмета и его команды. Мы очень благодарны ему за преданность Сочи».
В кризисные годы для экономики особенно важны тесные связи с партнерами. Дмитрий Юрин (МДМ-банк), признался: «Это большая честь для нас — быть партнером Брия Башмета. Из года в год фестиваль поражает размахом. Хочу от лица объединенного банка МДМ/Бинбанк передать всем участникам удачи и творческих успехов, а фестивалю — долгой яркой жизни». Оксана Аевко (Yamaha): «Для нас огромная честь быть партнерами фестиваля, и выбор рояля Ямаха в качестве главного фестивального инструмента — доминанта нашего партнерства!» Масато Накамура (Panasonic) упомянул про вчерашний спектакль Хабенского и Башмета: «Мы рады присутствовать на фестивале, наше оборудование произвело на меня огромное впечатление, когда я увидел его использование на спектакле «Маленький принц». Это проекторы, которые произвели впечатление и на зал Зимнего театра, я почувствовал это. Надеемся возвращаться в Сочи снова и снова».
«Я чувствую себя счастливым человеком, - признался Юрий Башмет. - Мы здесь не по принуждению, это девятый по счету фестиваль, и у меня полное ощущение, что все участники фестиваля и партнеры — нас объединяет желание творчества, это тот интерес, который нас возвышает. Вот пример. Два банка объединились, пришли новые люди в совет директоров, и когда встал вопрос о поддержке фестиваля — сочли нужным снова его поддержать! И с «Ямахой» мы давно сотрудничаем. Сразу вспоминается, как мы с Рихтером гастролировали, и вот в каждом городе с нами ездил настройщик от «Ямахи», он за несколько часов до каждого концерта приходил на сцену, что-то вымерял своими чудо-приборами, вплоть до влажности и уклона пола, и делал рояль безукоризненным по звучанию. Потом он стал в Киото работать главой отдела магазина по продаже клавишных инструментов… Помощь нашему фестивалю друзей из Японии впечатляющая, они нам много помогают и мы им невероятно благодарны. Министерство культуры Краснодарского края неизменно помогает нам, не сокращает бюджет, как многие. Ведь хотят многие помочь, но в кризис вынуждены сокращать. Программа разнообразная в этом году. Конкурс молодых композиторов пройдет, мы отпразднуем юбилей композитора Александра Чайковского, есть романтические программы, а сегодня выступят лучшие наши виолончелисты».
Сегодня же стартовали Фестивальные чтения, в Сочи приехали кураторы крупнейших европейских фестивалей, чтобы поделиться опытом по их организации. «Мы ожидали на Фестивальные чтения 35 человек, а приехало 45. Мэтры сказали, что очень хорошо, мы справимся!» - рассказал о приятной неожиданности директор фестиваля Дмитрий Гринченко.
Но без вопросов про кризис не обошлось. Из-за сокращенного бюджета фестиваля пришлось отменить серию концертов в Органном зале. Сократили даже концерт дочери самого Башмета, пианистки Ксении Башмет.
«Из-за усеченного бюджета, чтобы это не коснулось многих, нам пришлось пожертвовать малым — программой в Органном зале, - рассказал Юрий Башмет. - Одной из жертв оказалась моя дочь, ее концерт отменили. Но она все равно приехала, чтобы послушать фестиваль, и она выступит в одной из программ. Всех, кого нам пришлось отменить, мы задействуем в течение года на других фестивалях, и обязательно они выступят с Сочи в следующем году. Многие готовы выступать у нас на фестивале бесплатно. Фестиваль будет жить независимо от цифр, даже если будет бюджет намного меньше — фестиваль все равно будет жить!» - завершил на оптимистичной ноте маэстро.
В фойе Зимнего театра открылась еще одна выставка (четвертая по счету) — видеоарта, посвященная теме экологии. Из тысячи работ, присланных со всего мира, отобраны лучшие. На одной, например, показан последний выживший синий кит, к которому подходит знаменитый актер Рутгер Хауэр, долго смотрит киту в глаза, а затем… взрывается сам.
Концерт открытия стартовал с помпезной и одновременно изящной увертюры к оратории «Мессия» Генделя в исполнении грэмминосного камерного ансамбля «Солисты Москвы» п/у Башмета.
Затем слушателей ждало интригующее появление иранского пианиста Рамина Барани. Живущий ныне в Германии Рамин отличается вдумчивой экспрессией, особенной «размышлительной» интонацией и жаждой к переосмыслению баховского репертуара. Первый концерт Баха для фортепиано с оркестром как раз дает такую возможность. Барани сыграл лапидарно и жестко, рассыпая арпеджио словно сеятель на пашне, и заливая зерна обилием педального воздуха. Это прозвучало свежо, хотя и вряд ли убедительнее привычных трактовок.
«Трио-соната» Шнитке для «Солистов Москвы» - знаковое, хотя и нечасто исполняемое произведение. Башмет никогда не педалирует трагизм, как делают это многие в «Трио». Он вкрадчив, как черная пантера перед прыжком, и мягко втягивает слушателя в бездны булькающих, рассыпающихся, урчащих миров Шнитке. Аптекарски вымеренные смены темпоритмов, громкостей, шуршаний — все это «Солисты Москвы». Подводить, но не доводить — высочайший класс мастерства.
Знаменитый итальянский виолончелист Джованни Соллима на этот раз в Сочи не приехал, зато прозвучало его произведение «Виолончеллес Вибрес» для двух виолончелей с оркестром. Дуэт Александра Бузлова и Бориса Андрианова сыгран, и с легкостью обошел все подводные камни сочинения Соллима — виртуозные пассажи, сменяющиеся то сладким привкусом киномузыки, то яростными диссонансами, весьма коварны для фразировки. Уверенное выступление.
Концерт для скрипки ми минор Мендельсона (соч.64) в нежном и легком исполнении японской скрипачки Акико Суванаи (в 1990 году она стала самой юной обладательницей Гран При конкурса Чайковского) показался непривычно певучим, воздушным, будто порхание бабочки. Акико Суванаи обладает талантом слышать мелодию, беречь ее дыхание на длинной дистанции. Возможно, страдают некоторые задуманные автором акценты, но — почем бы и не так. Самобытная «кукольная» версия Мендельсона от превосходно подготовленной скрипачки.
Зимний фестиваль искусств в Сочи продолжается.
Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА