Юрий Башмет: В детстве мое сердце принадлежало не альту, а Beatles

Юрий Башмет: В детстве мое сердце принадлежало не альту, а Beatles

Недавно гостем Самарской области был музыкант с мировым именем Юрий Башмет. В рамках шестой детской музыкальной академии, которая проходит под его патронажем, маэстро участвовал в мастер-классах, концертах, творческих встречах и прослушивании молодых талантов - кандидатов в Российский молодежный симфонический оркестр. Также Юрий Башмет стал собеседником портала Волга Ньюс.

- В России потрясающие музыкальные традиции. И сегодня, как и всегда, мало-мальски образованные родители хотят, чтобы их дети были духовно развиты, что они были лучше их самих. Классическая музыка, как ничто другое, соответствует этому желанию. К счастью, культурная сфера в нашей стране не разрушена. И мы будем делать все, чтобы так было и дальше. Вот почему мы проводим музыкальную академию у вас в области. Старший Михалков, который писал стихи для детей, однажды замечательно сказал: "Сегодня это дети, а завтра - народ". Важно еще, что музыка снова объединила детей из стран распавшегося Советского Союза. Да, в академии не участвует Грузия, но это - из-за проблем с визами, а не потому, что мы этого не хотим или грузинские дети этого не хотят.

Мы проводили у вас прослушивания для отбора в Российский молодежный симфонический оркестр. И должен сказать, что среди кандидатов были не просто таланты, но молодые люди, отмеченные богом.

Говорят, время сегодня непростое для творчества. А когда оно было простым? Для Шостаковича оно было простым? Конечно, если бы он родился, скажем, в Лос-Анджелесе, то все равно был бы великим композитором. Но если бы он не испытывал таких притеснений, живя в нашей стране, то вряд ли написал бы столь потрясающую музыку.

- Иногда спрашивают - а чему можно успеть научиться за те семь дней, пока длится академия?

- Конечно, за это время невозможно из неподготовленного мальца сделать Ойстраха. Но главное, мне кажется, в том, чтобы ставить перед молодыми людьми творческие задачи, чтобы они сами увидели ориентиры, к которым надо стремиться. Главное - возбудить в мальчике или девочке восьми лет желание задавать вопросы. Ответ уже не так важен, сколько это желание. Знаете, я как-то спросил у Святослава Теофиловича Рихтера, почему он не преподает. Он сказал: "Что вы! Я еще сам ничему не научился". Это Рихтер!

- Порой педагоги сетуют, что сегодня из-за повального увлечения детей высокими технологиями им труднее сосредоточится на обучении музыке, которое требует усидчивости и терпения. Что вы думаете об этом?

- Да, технологии развиваются стремительно. И нынешние молодые - действительно другие, чем наше поколение. У меня есть внук, который хорошо играет на скрипке и при этом не вылезает из Интернета и увлекается компьютерными играми. Но всегда, во все времена, в жизни появлялось что-то новое, что могло отвлекать. Как бы то ни было, классическая музыка все равно всегда останется элитарным видом искусства. Так же, как всегда останется в нашей жизни вера. Я сейчас говорю не о церкви, а именно о вере. Классическая музыка - явление того же порядка. Если мальчик или девочка почувствуют вкус к скрипке, они сами рано или поздно перестанут заниматься тем, что им меньше нужно. Не надо их к этому принуждать. Я считаю, что моя мама была права, когда разрешала мне заниматься в жизни то одним делом, то другим, то третьим. Помню, как она выгоняла меня на улицу - покататься на велосипеде, когда ей казалось, что я занимаюсь музыкой слишком усердно. Главное - чтобы у человека возник сознательный интерес к чему-либо. Когда же его болтает по жизни, то приятели и обстоятельства могут увести в какую угодно сторону. Тогда в его жизни могут появиться и алкоголь, и наркотики, и поножовщина.

Молодым исполнителям я всегда говорю, что никогда не стоит торопиться бросать играть на музыкальном инструменте. Моя дочь училась играть на рояле. И вдруг однажды она объявила, что хочет стать кинорежиссером. Я говорю: "Нет проблем. Но давай сначала подумаем. Сколько тебе лет понадобилось, чтобы научиться хорошо играть? Двенадцать. А сколько лет уйдет на то, чтобы стать режиссером? Делай что хочешь, но рояль не бросай. Если уж не можешь без режиссуры, стань лучшей пианисткой среди режиссеров". Сейчас она известная пианистка, лауреат международных конкурсов.

- А с чего началось ваше увлечение альтом?

- В детстве мое сердце принадлежало не альту, а Beatles. Я играл на гитаре, у меня была своя группа, и мы исполняли нечто подобное. Но однажды я вдруг почувствовал, что этот жанр себя исчерпал. Потом я попробовал психоделику, послушал Джимми Хендрикса, но он мне не понравился. Я обратил свое внимание на американский джаз-рок - такие группы, как "Чикаго". Но когда мы попытались исполнить что-то в том же духе, получились жалкие копии. Я был в замешательстве: куда идти дальше? И тут мне помог Ильич. В 1970 году, к столетию Ленина, был объявлен всесоюзный музыкальный конкурс в Киеве. У меня появился стимул, и я начал усердно заниматься игрой на альте.

- У Пушкина в "Каменном госте" Лаура говорит: "Слова лились, как будто их рождала не память рабская, а сердце". Наверное, для любого музыканта важно добиться этого ощущения…

- Это чудо рождения музыки. То, что называют вдохновением. Поверьте, в классической музыке множество возможностей для импровизации, фантазии. Минорную музыку можно сыграть весело. Особенно это относится к произведениям таких великих композиторов, как Шуберт, Моцарт, Бетховен. А мажор можно сыграть трагично. Есть понятие "агогика", предполагающее небольшие отклонения от темпа - замедление или ускорение. Так что в зависимости от индивидуальности исполнителя, его настроения, от времени любая музыка может прозвучать так, как в первый раз. Возьмите любую песню и послушайте, как ее поют разные исполнители. Вы увидите, что каждый - по-своему. Более того, один и тот же человек споет ее каждый раз по-другому. Однажды я пришел на какую-то вечеринку, где было караоке. Одна женщина из администрации президента исполнила песню из репертуара Лещенко. Появилась надпись: "Вы поете прекрасно". Случилось так, что Лева Лещенко тоже был за столом и хохмы ради тоже спел эту песню. На караоке ему написали: "Вы поете неплохо. Но вам бы еще подучиться". Так что каждый раз, приступая к исполнению музыкального произведения, ты начинаешь с нуля, и все твои заслуги ничего не значат. В московском музее имени Глинки недавно была открыта прекрасная интерактивная выставка "Звук и... Вселенная, человек, игра", где в одном из залов каждый может попробовать себя в роли дирижера камерного оркестра "Солисты Москвы". А я объясняю с мультимедийного экрана, что такое дирижирование, что такое сильная и слабая доли, игра на три и на четыре четверти и так далее. После чего аппарат моим голосом дает оценки желающим попробовать себя в роли дирижера. Например: "Вы дирижируете хорошо. Пожалуй, я приглашу вас в свой оркестр". Или "Вам еще нужно подучиться". И вот открытие выставки. Я беру дирижерскую палочку. А через какое-то время аппарат говорит мне моим же голосом: "Вам еще нужно подучиться...".

vkonline.ru

Поделиться!