Башмет провел творческую встречу с воспитанниками центра «Сириус»
Народный артист СССР, дирижер и альтист Юрий Башмет провел в сочинском «Сириусе» творческую встречу с воспитанниками образовательного центра, обучающимися по направлению «Искусство». Встреча неформальная: скорее – доверительный разговор музыканта с мировым именем о творческом пути от класса альта до дирижерского пульта, о рок-н-рольной юности, музыкальном вкусе, репетициях и концертах.
Первый вопрос – от самых юных участников направления «Музыкально-исполнительское искусство»: сколько времени нужно уделять игре на инструменте, чтобы как можно скорее стать хорошим музыкантом?
– Это вопрос спорный. С одной стороны, я убежден, что нет смысла сидеть за инструментом часами, не давая себе отдыха. Музыкант должен чувствовать, когда ему достаточно. Главное – задача, которую он ставит перед собой. И не важно достигнута она за несколько дней или часов. С другой стороны, в музыкальном исполнительстве важно активно развивать двигательный аппарат – руки, мышцы. А над этим работают долго. Но нужно уловить тот момент, когда техника становится соподчиненной составляющей.
Мало добиться технического совершенства, отмечает альтист. Чтобы хорошо выступать, нужно чувствовать музыку и жить ею. «На концерт не приходят за механическим исполнением. Успешный результат – это инструментальное мастерство плюс музыкальная идея».
Участников направления «Литературное творчество» интересовало: как воспитать в себе хороший музыкальный вкус? Почаще слушать классику или приучать себя к разным стилям и направлениям?
– Мне кажется, надо начинать с популярных классических шедевров. Вообще все способы хороши. Например, в свое время молодёжь услышала о Вивальди и «Временах года», благодаря обаянию Ванессы Мэй и большой пиар-компании, растиражировавшей ее выступление. Но это и не важно, особенно, если после этого кто-нибудь решит сходить на великих композиторов в театр и послушать живое исполнение целого оркестра.
– Правда ли, что учиться музыке никогда не поздно?
– Смотря на каком инструменте. Однажды в культурно-образовательном центре для музыкально одаренных детей в Москве я услышал, как на рояле кто-то исполняет Шопена, причем очень недурно. Позже выяснилось, что это отец воспитанницы. Научился играть вместе с дочкой, всего за год. Ему было более сорока лет. И таких примеров много. Просто захотел, и научился. Но на скрипке, конечно, спонтанно играть не начнешь. К ней лучше приступать в раннем возрасте.
– Музыка каких композиторов и какого стиля Вам сейчас ближе всего?
– У меня сегодня нет однозначного ответа на этот вопрос. Если в программе моего сольного концерта – Бах, Шуберт, Шостакович, то во время исполнения Баха, у меня нет никаких сомнений в том, что это и есть мой самый любимый композитор. Но когда я играю Шуберта, то уверен, что люблю его больше всех остальных авторов. Дело в том, что если вы не будете любить музыку, которую играете, то слушатель не полюбит ваше исполнение. Поэтому мое сердце всегда с тем композитором, чьи произведения я играю.
Как играет и дирижирует Юрий Башмет, участники встречи смогли услышать несколькими часами позже, на концерте камерного ансамбля «Солисты Москвы». В программе – знаменитые произведения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Концерт состоялся в рамках фестиваля «Музыкальное соцветие», инициированного в Сочи художественным руководителем образовательного центра «Сириус» Хансом Йоахимом Фраем и является частью масштабного тура, посвящённого 25-летию коллектива «Солисты Москвы».