Башмет рассказал о лени и мракобесии
С 10 апреля в вечернем эфире телеканала "Россия К" – премьера цикла программ "Оркестр будущего". Телезрители увидят все этапы создания Всероссийского юношеского симфонического оркестра – от первых прослушиваний до последних репетиций. Идейный вдохновитель уникального проекта выдающийся альтист и дирижер Юрий Башмет. О новой программе, а еще об оркестре и жизни легендарный музыкант рассказал в интервью "Вестям в субботу".
- Юрий Абрамович, можно я вас разоблачу?
- Попытайтесь.
- Вы — орденоносный, имяносный, лауреат, заслуженный, народный, но ведь вы, насколько я понимаю, выдающийся лентяй. Вы занялись альтом в свое время того ради того, чтобы было попроще, чтобы не заниматься скрипкой. Неужели это правда?!
- Правда. Лентяй. Я мог бы гораздо больше успеть. Самой большой похвалой в моей жизни были слова Ростроповича, когда он сказал: "Старик, то, что я сделал для виолончели, ты сделал для альта".
- А с технической точки зрения какой самый сложный инструмент в оркестре?
- Я недавно был очень недоволен группой валторн в моем симфоническом оркестре и вызвал концертмейстера, задал вопрос, который вы сейчас мне задаете. Он долго-долго молча слушал, а потом говорит: "Юрий Абрамович, а вы знаете, что признанный в Книге Гиннесса самый сложный музыкальный инструмент в истории — это валторна?"
- Где вы на выезде побывали кроме Москвы?
- В Ярославле, Новосибирске, Сочи, Ростове-на-Дону, Казани.
- И везде было много желающих поучаствовать в этом конкурсе, оказаться в вашем оркестре?
- Очень много. Но надо понимать, что чьим-то родителям проще в финансовом смысле и легче, например, из Владивостока прилететь в Хабаровск, нежели в Москву на этот конкурс. Поэтому это не значит, что если конкурс в Хабаровске, то это только те, кто учится в Хабаровске и живет. Если судьба сложится удачно, а это уже от Бога зависит, то тот или иной человек может быть следующим Ростроповичем.
- Попадались такие ребята сейчас?
- Попадались и попадаются. Я должен сказать, в последнем наборе как минимум пять человек — это такие жемчужины, их надо оберегать и о них заботиться.
- Я не музыкант, не играю ни на одном инструменте, всегда оркестр наблюдаю как нечто единое целое, уже сложившееся. Очень интересно, как это выглядит изнутри. Десятки людей, каждый из них обладает уникальной техникой работ со своим инструментом. Но они должны превратиться в единое целое. Как это происходит?
- Да, это очень глубокий вопрос, но без терминологии профессиональной, наверное, сложно.
- Давайте рискнем!
- Хорошо. Кто-то уступает в автобусе, троллейбусе место старшему, а кто-то не уступает. Так? Кто-то лезет без очереди в магазине. А кто-то считает, что нормально встать в очередь и так жить. В оркестре сидит человек, и слева от него кто-то играет, справа, рядом сидят, сзади, спереди, да еще какой-то дядя там машет, дирижер. Значит, без очереди нельзя. Просто категорически. Что значит без очереди? Если он вылезет впереди всех, допустим. Субординация есть. И все вторые скрипки, в принципе, подчиняются первым, потому что есть понятие «верхний голос». Все кому-то подчиняются. Но они должны это делать искренне и не думать, что они хуже, потому что они подчиняются.
- Дисциплинировать творческих людей во имя того, чтобы получить искренность?
- Искренность. Но есть моменты у тех, кто только что аккомпанировал, и в этом — бесконечность взаимоуважения, контакта.
- Вот вы уже начали дирижировать.
- Да. Но главное — они же потом, когда разъезжаются, между собой начинают переписываться, созваниваться. Я уже знаю, что две пары поженились у нас.
- Будет очень интересно посмотреть на этот конкурс. Тем более, взгляд изнутри будет. Я вам хочу задать совершенно потусторонний вопрос. Вы же все детство провели во Львове? Знаете украинский язык.
- Да, знаю.
- А в Крыму бывали за последнее время?
- Я был по предложению Мединского. Самым первым летом был, поехал на гастроли.
- Вы только что собственной рукой практически подписали себе запрет на въезд на Украину.
- Да, я давно его подписал. Мне стали выражать соболезнования несколько лет назад о том, что меня лишили звания профессора.
- Львовской консерватории?
- Да. Я вам очень благодарен, поскольку узнал, что я им был.
- Я к чему подбираюсь? Эта свистопляска вокруг Юлии Самойловой на "Евровидении".
- Да.
- Как вы это все восприняли?
- Я считаю, что это бесстыдство, как минимум. И мы же уже это проходили с паралимпийцами. И это говорит о том, что ни перед чем не останавливается дьявол. Это уже даже не хаос, это какое-то мракобесие.
vesti.ru