Театр Ленсовета показал в Сочи «Город. Женитьба. Гоголь.»
Театр имени Ленсовета привез на XI Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи свой знаменитый спектакль «Город. Женитьба. Гоголь.». Эта постановка уже получила в 2015 году сразу 4 премии высшей петербургской театральной премии «Золотой Софит» - за лучший спектакль, лучшую режиссуру, за лучшую женскую роль (Анна Ковальчук в роли Агафьи Тихоновны) и лучший актерский ансамбль.
Важно обратить внимание на название. Это не «Женитьба» Гоголя, это именно что авторское произведение - про город (конечно, сумрачный Питер), про женитьбу (вечная тема), про Гоголя (и не только). Юрий Бутусов разложил гоголевскую «Женитьбу» на атомы и пересобрал заново. Получилась мрачноватая трагикомедия о противостоянии мужчин и женщин в жутковатом каменном городе.
Актерский ансамбль. Жевакин (Александр Новиков), Яичница (Сергей Мигицко), Анучкин (Евгений Филатов)
Блистательный актерский состав - Анна Ковальчук (Агафья Тихоновна), Сергей Мигицко (Яичница), Евгений Филатов (Анучкин), Александр Новиков (Жевакин) и другие. Повинуясь воле режиссера, они создают мир маленьких людей со всеми своими комплексами и страхами, который Юрий Бутусов тасует по разным углам большой темной сцены, высвечивая порочные страстишки лучами беспощадного прожектора.
Помимо «Женитьбы», в спектакле звучат отрывки из «Идиота» Достоевского, «Евгения Онегина» Пушкина, цветаевский стих «Мы с Вами разные», отрывки из советских песен, красной нитью сквозь все сцены звучит издевательски равнодушный трек Send Me on My Way от Rusted Root... Бутусов перемешивает эпохи, чтобы доказать - человечество не меняется, оно всегда состоит из чеховских «маленьких людей», над ними можно смеяться, можно ужасаться, можно презирать - но жизнь идет своим ходом. Маленькую частную проблему седого волоса Бутусов визуализирует до многометрового волоса-каната, словно лупой.
Бутусов умудрился невероятно смешной текст Гоголя сделать почти несмешным. Это самая несмешная «Женитьба» на моей памяти.
Спектакль выстроен настолько филигранно, что актеры купаются в этой свободе, ограниченном кругом света от прожектора. Совершенно неожиданно выглядит примелькавшаяся вроде Анна Ковальчук - здесь то лощеная красавица, наивная дурочка, то романтическая нимфа, то императрица (в мантии!). Даже накладной нос на себя надевает, чтобы дать повод для фразы о носе. Великолепная, отлично темперированная роль.
Мэтр питерской сцены Сергей Мигицко поначалу вовсе неузнаваем в роли Яичницы с прилизанными волосами, очками и надменным говором. Во втором акте все женихи появляются в привычном облике без грима, что производит ударное впечатление - люди меняются внешне, но внутренне - никогда.
Каждому герою Бутусов дал по монологу, не смущаясь тем, что текст повторяется в других сценах, тут вообще много повторений гоголевского текста в смещенных контекстах. Галина Субботина в роли свахи Феклы Ивановны и вовсе проговаривает текст по кругу, лишая его вербальности и делая его мистического рода наговором.
Добрая четверть зала Зимнего театра Сочи ушла в антракте. Но оставшиеся три четверти устроили бурную овацию, минут десять не отпуская актеров со сцены.
Вадим Пономарев
Фото - Алексей Молчановский