Юрий Башмет: «Олимпиада — это не просто, но за то и боролись»
Главный альтист страны — о Фестивале искусств в Сочи, олимпийских и новогодних традициях
6 февраля, накануне открытия зимних Олимпийских игр, в Сочи стартует VII Международный фестиваль искусств под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета. О культурной составляющей спортивных состязаний посол Олимпиады рассказал корреспонденту «Известий».
— В этом году Фестиваль искусств в Сочи пройдет одновременно с Олимпийскими играми.
— Ответственность очень большая. На Олимпиаде мы демонстрируем всё, что можем, — прежде всего в спорте, но и вокруг него. Сколько всего сделано, построено. Всё это непросто, но ведь за то и боролись. Любое мощное событие, как магнит, притягивает к себе внимание, эмоции и средства. Я уже не говорю о престиже страны — она хочет показать всё, что может. И хочется, чтобы это было в лучшем виде. В этом смысле наш ежегодный фестиваль, который родился в Сочи еще до принятия решения об Олимпиаде, но совпадает с ней по срокам проведения, будет мощной начинкой культурной программы.
— Программа будет отличаться от предыдущих лет?
— У нас было несколько идей по формированию программы. Хотелось показать самые интересные проекты из ранних фестивалей, подвести некий итог. Очень трогательно, что на закрытии фестиваля сыграет солист, который открывал самый первый наш фестиваль в Сочи, — Сережа Крылов. Будет представлен серьезно доработанный «Евгений Онегин», где совмещаются опера Чайковского и роман Пушкина, а помимо певцов участвуют драматические актеры.
В программе и Денис Мацуев, и Нино Катамадзе, и многие другие. Нам хотелось показать всё лучшее, чем может гордиться российское искусство. Очень рад, что с прекрасным спектаклем «Рассказы Шукшина» приедут Женя Миронов и Чулпан Хаматова, которых я очень люблю и уважаю в профессиональном смысле.
Откроется фестиваль русским вечером с участием Виктора Третьякова, Ольги Перетятько, «Терем-квартета» и Дениса Мацуева. Также в программе уникальный проект, подготовленный совместно с фондом «Моцартеум», где будет звучать только музыка Моцарта.
Кроме того, приедут просто выдающиеся зарубежные музыканты: Барбара Фриттоли, Йен Бостридж, Фазиль Сей, Олли Мустонен, всемирно известный американский джазовый музыкант Брайан Линч. Пройдет концерт Эрвина Шротта. Что ни концерт, то событие. А ведь еще выступят королевские барабанщики Кореи, Ансамбль Александрова, Игорь Бутман, пройдут камерные вечера.
Для меня важно, что в этом году фестиваль пройдет уже на трех площадках: помимо Зимнего театра и Органного зала концерты состоятся в только что открывшемся зале «Галактика» в Красной Поляне. Так что мы растем, расширяемся, нам всё еще интересно делать что-то новое. Главное, чтобы хватало сил и здоровья, а у публики — желания ходить на концерты.
— Несколько лет назад вы начали собирать Всероссийский юношеский оркестр специально для выступления во время Олимпиады в Сочи.
— Да, он примет участие в олимпийских мероприятиях. Если уж мы демонстрируем всё лучшее, то должны показывать не только заслуженных мэтров, но и талантливую молодежь — наше перспективное будущее. Мы проводили прослушивания в оркестр по всей России — в тех городах, где выступали. В результате подобрались дети из 32 российских регионов — практически карта страны, очень талантливые, с огромной энергетикой.
Но есть два момента, которые меня чуть огорчают. Первый — возрастная ротация. Я никак не могу к этому привыкнуть. Например, у меня в оркестре «Новая Россия» концертмейстер — чудесный скрипач, лауреат конкурса Чайковского, прекрасный солист. Если бы была ротация — не дай Бог. А в юношеском оркестре первые пульты по возрасту еле-еле успеют осуществить один проект. Это обидно, но без этого нельзя.
Второй момент — сложившаяся в стране ситуация. Вот пример в сравнении с собственной жизнью. В детстве у меня была мечта оказаться в Московской консерватории. Ведь это означало слушать Рихтера, Гилельса, Ойстраха, Ростроповича, Третьякова, Спивакова, Кагана, Гутман. Можно было ходить на такие концерты каждый день, и в консерватории в коридоре можно было встретить того же Ойстраха.
— Сейчас там можно встретить Башмета.
— Да, но нельзя встретить Третьякова. Так сложилось, что он не преподает в МГК, и не только он. А ведь он — живая легенда. Так вот, эта живая легенда была солистом в турне по России с нашим юношеским оркестром. Они все в восторге. Так что это и радует, и печалит одновременно.
— Уже второй раз на ваш фестиваль приедет экстравагантный турецкий пианист Фазиль Сей, в прошлом году осужденный стамбульским судом за атеистические высказывания в Twitter.
— Я об этом ничего не слышал, но знаю его уже очень много лет — когда-то познакомились на «плавучем фестивале», на корабле. Он отходил из Марселя и дальше плыл по Средиземному морю. Первыми звездами там были Айзек Стерн и Ростропович, позже были Аргерих, Кремер, Спиваков. Я помню там маленьких Венгерова и Кисина — я ездил каждый год.
И однажды каким-то образом там появился совсем молоденький Фазиль, который покорил всех каденцией к сонате Моцарта на материале «Турецкого марша». «Турецкий марш», он сам из Турции — очень оригинально. Я всегда очень радуюсь, когда Фазиль принимает участие в моих проектах.
— Осенью вы запустили еще один молодежный проект — образовательные центры.
— Буквально только что я видел ректора Казанской консерватории Рубина Абдуллина, он сообщил, какой успех наш центр приобрел в Казани. Недавно я был в Екатеринбурге — там 16 юных флейтистов составили программу концерта под руководством педагога из Великобритании, который приехал с ними заниматься: зал просто ломился от публики.
В течение года мы проводим длительные мастер-классы на базе специальных школ-десятилеток в Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Казани. Это так ценно, когда педагоги (в том числе зарубежные), ведущие солисты приезжают работать с молодыми российскими музыкантами.
В программу вовлечены и местные педагоги, представители администрации областей, городов. Замечательно, что Министерство культуры решило поддержать нас: без этой поддержки осуществить проект было бы практически невозможно. Ведь все занятия для детей абсолютно бесплатные.
— Возвращаемся к советской системе?
— Мы знали, как готовить лауреатов, которые потом выигрывали конкурсы по всему миру. После победы на Всесоюзном конкурсе музыканты допускались к участию в конкурсе Чайковского. В процессе подготовки они жили в Серебряном Бору, гуляли, их кормили, к ним приезжали педагоги. Такой вот режим на уровне спортивных сборов (смеется). А из Госколлекции им выделялись скрипки Страдивари, Гварнери.
Считалось, что в то время не очень объективно присуждались премии — советские их получали. Но советские-то получали премии на международных конкурсах. И порой их обходили. Был знаменитый случай с Ваном Клиберном, когда Рихтер был в жюри конкурса Чайковского первый и последний раз. И он, отстаивая премию Клиберну, хитро поступил: поставил всем нули, а Клиберну — самый высокий бал.
Чтобы на самом деле конкурс был высоким, нужно прежде всего серьезно относиться к подготовке. И то же самое касается спортсменов. Они должны чувствовать не груз ответственности, но внутреннюю душевную патриотическую обязанность сделать свой максимум. Они должны чувствовать к себе народную любовь, это придает крылья. Результат мы не можем предвидеть, но можем сделать максимум. Как говорил мой учитель Дружинин — трудись, и от Бога приложится.
— На недавнем «Новогоднем вечере с Юрием Башметом» среди участников был совсем юный музыкант — Грант Башмет.
— Это второе, если не третье его выступление. Он уже однажды выступал в новогоднем концерте, а я держал дулю в кармане — на удачу. Но выяснилось, что он очень артистичен, ему нравится находиться на сцене. Как сказала его мама, моя дочь, главная задача — увести его со сцены. Понятно, что маленькая скрипка пока не может звучать как у взрослого, ему всего семь лет. Но он у нас — олицетворение родившегося нового года.
— А как вы встречаете Новый год? Есть ли какая-нибудь традиция?
— Обязательно. Всё происходит под Москвой. Кроме елки в доме, должна быть немножко украшена живая елка на улице. В окне другого дома всегда выставлен телевизор, к полуночи все выбегают к живой елке на снег — слушают приветствие президента, пьют шампанское.
А часа через полтора-два начинаются неуправляемые взаимные посещения: кто-то приезжает, куда-то едем мы. Есть многолетняя традиция — я каждую новогоднюю ночь прихожу к Никите Сергеевичу Михалкову. Надеюсь, традиция такого общения сохранится и впредь. Ведь Новый год и день рождения — два дня, которые подтверждают нам наши детские ощущения.
— Что бы вы пожелали себе и нашим читателям в новом году?
— Новый год — прекрасный праздник, который объединяет в себе и радость, и грусть. Грусть — потому что еще один год ушел, а чем старше мы становимся, тем быстрее он проходит. Чтобы не было грустно, нужна удача. Во всем. Когда говорят «здоровья, счастья любви», не все вдумываются в эти слова, они набили оскомину. А ведь на самом деле здоровье стоит на первом месте — его нужно иметь прежде всего, чтобы вообще действовать. Это основа жизни. Еще хочется пожелать как можно больше творчества в поступках. И всегда пытаться найти гармонию между душевными порывами и головой. Хотя это невозможно. Лучше просто все-таки не забывать про голову.
Виктория Иванова, «Известия»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов