Барбара Фриттоли, Энрико Диндо и другие звезды выступили у Башмета
Череду дней национальных музыкальных культур продолжил на VII Зимнем международном фестивале искусств в Сочи день с участием солистов из Италии «Вива, Италия!» при поддержке Итальянского института культуры в Москве.
Концерт начался со знаменитой Увертюры к опере Россини «Вильгельм Телль», одного из самых исполняемых оперных номеров в симфонических концертах. Оркестром Башмета «Новая Россия» экспансивно и пластично дирижировал в этот вечер Клаудио Ванделли. С известным итальянским дирижером у «Новой России» опыт выступлений уже богатый, он частый гость фестивалей Башмета, а не так давно дирижировал оркестром в концертах из Паганини в Москве с солистом Сергеем Крыловым. Взаимодействие Ванделли с «Новой Россией» уже почти эталонное. Стоит отметить, что в известейшем Галопе из Увертюры Ванделли не подддался искушению громыхнуть всей мощью оркестра, а провел его энергично и сдержанно, что не может не импонировать.
Малоизвестный для российской публики Концерт для флейты с оркестром Боккерини представил еще один частый гость фестивалей Башмета - флейтист Массимо Мерчелли. Он всегда точен в фразировке, и обладает удивительно лиричным, печальным звукоизвлечением — чем и подкупил Башмета, наверняка. Аккуратный звук, щемящие интонации невероятно близки музыке Боккерини, хотя стоит отметить некоторую небрежность Мерчелли в штриховых пассажах. Однажды даже оркестр поддался и съел немного необходимого воздуха из фразы. Впрочем, в целом в лиричной выразительности игре как Мерчелли, так и оркестра никак не откажешь.
Знаменитая оперная дива, сопрано Барбара Фриттоли спела свою самую любимую, как она не раз признавалась в разных интервью, сцену Аиды из оперы одноименной оперы Верди. Фриттоли была восхитительна и невероятно убедительна — безупречное интонирование, глубинное проживание роли, летящее и при этом густое сопрано. Ни малейшего отступления от партитуры Верди! Великолепный нижний регистр и звенящий от прозрачности верхний — и ни малейшего любования собой. Большой артист — всегда большой артист.
Юная итальянская скрипачка, лауреат I премии Международного конкурса им. П. Хиндемита в Берлине Лаура Бортолотто рискнула сыграть редко исполняемую концертную пьесу жившего в Петербурге скрипача-виртуоза XIX века Федерико Фьорилло — «Larghetto» для скрипки с оркестром. Пьеса показалась все-таки скорее упражнением в скорости музицирования. Гораздо ярче Лаура Бортолотто проявила себя в музыке Паганини - «Campanella» (финал концерта № 2) для скрипки с оркестром звучал и ярко, и драматично, и снова продемонстрировал прекрасные технические возможности Бортолотто. Скрипачка обещает вырасти в серьезного большого музыканта.
Ария Тоски из оперы «Тоска» у вновь вышедшей на сцену Барбары Фриттоли получилась возвышенно-лиричной. И снова безупречное интонирование и психологическая достоверность у оперной дивы сочетается с неукоснимым следованием партитуры. Финал первого отделения был встречен шквалом аплодисментов в честь Барбары Фриттоли.
«Una larme» Россини в обработке современного композитора и виолончелиста Джованни Соллимы для виолончели с оркестром прозвучала с солистом Энрико Диндо. Диндо не зря стал победителем на конкурсе Ростроповича в Париже (1997) — его утонченная и элегантная манера игры невероятно изящна и при этом благородна. Прочтение Россини могло стать бравурным гимном или пустой имитацией классика, однако стало исповедью мудрого, много повидавшего на свете человека. Дирижер Клаудио Ванделли тут был особенно пластичен и трепетен, в полной мере соответствуя благородной манере игры Диндо.
Ария Мими из оперы «Богема» в исполнении восхитительной Барбары Фриттоли — небесно-воздушная, потусторонняя и одновременно жизнеутверждающая. Определенно, именно Барбара задала планку всему итальянскому вечеру на фестивале Башмета.
Кстати, Джованни Соллима прозвучал еще раз, но в этот раз — это было его сугубо авторское произведение. «Contrafactus» для флейты и струнных — музыка постмодерна, насыщенная контрапунктами, в гармонии с названием, неожиданными глиссандо и атональностями. Массимо Мерчелли много раз играл его прежде, и сумел донести главную мысль автора — быстротечность времени и парадоксальность бытия. Страстное и даже жаркое исполнение.
И вот новый выход Барбары Фриттоли с арией Адрианы из оперы «Адриана Лекуврер» Франческо Чилеа. И вновь — высочайший класс проживания на сцене, высочайшая культура сопрано и истинно итальянская атмосфера. Браво Фриттоли звучало в зале не раз.
Завершился вечер симфонической картиной «Пинии Рима» мастера оркестровой итальянской музыки ХХ века, ученика Н.А. Римского-Корсакова Отторино Респиги в исполнении оркестра «Новая Россия» под управлением Клаудио Ванделли. Оркестр снова показал прекрасную форму, в которой он сегодня находится. А сам выбор произведения словно протянул линию родства между русской и итальянской музыкой.
Вадим Пономарев
Фото - Светлана Мальцева