Фестиваль Башмета: корейский день соединил аутентику и современность
В Органном зале Сочи состоялся концерт корейских исполнителей со специальной программой «Sound+».
На Олимпиаду в Сочи-2014 корейцы привезли свои лучшие коллективы, танцевальные и музыкальные, с упором на экспортный вариант, осовремененный. В Олимпийском парке у них - гигантский «Корейский дом», а в самом Сочи — два концерта в рамках VII Зимнего международного фестиваля искусств под руководством Юрия Башмета. В фойе Зимнего театра работает выставка корейских художников.
Первый концерт прошел в Органном зале, в программе представлены эксперименты с соединением традиционной корейской музыки кугак и современных форм. От поп-музыки, как можно было бы предположить, все это весьма далеко.
Ансамбль Be-Being исполняет буддистскую ритуальную музыку, причем умело соединяя вокализы в характерной «воющей» манере с прикрытыми верхами и ритуальные танцы. Многократное повторение движений и поз создает сакральный контекст. До наших времен дошло только два древних ритуальных танца танак, один из них был исполнен в начале концерта.
Если всю традиционную музыку Кореи условно можно поделить на придворную, аристократическую, академическую и религиозную, - то Be-Being специализируется на религиозной и придворной (династии Чосон). В этой программе к ансамблю присоединились группы Пак Мин Хи и Ан И-хо.
Вокал кагок подразумевает соединение женских и мужских голосов, вплоть до горлового пения, под изощренный аккомпанемент. Набор мелодических тональностей, чанданов, в корейской музыке ограничен, поэтому огромное значение имеет мастерство собственно музыканта и певца.
Инструментарий весьма традиционен: 12-струнная каягым (аналог наших гуслей), двухсторонняя вертикальная скрипка хэгым с удивительно нежным и красивым звуком, многочисленные флейты и дудки, трещотки пак, барабаны чангу и пук, гонги, колокольчики... Жаль, что обошлось без знаменитого корейского гобоя под названием пхири. Зато перкуссионист в качестве дани современности использует вполне привычные тарелки из обычной барабанной установки — это мгновенно осовременивает саунд.
Под музыку Be-Being на сцене то и дело появляются танцоры труппы «Квандэ» в масках, показывающие и самые известные танцы — льва, с палками и бубнами. На видеоэкран проецируется медитативная компьютерная графика или видео с ритуальными танцами.
В финале концерта прозвучала и знаменитая «корейская опера» пансори.
Высочайший класс музицирования Be-Being, Пак Мин Хи и Ан И-хо буквально завораживает. Безупречное интонирование и отточенная техника вкупе с деликатным осовремениванием позволяют надеяться на то, что в Корее сберегут и донесут до следующих поколений свою богатую многотысячелетнюю культуру, и прежде всего самую хрупкую — музыкальную.
Вадим Пономарев
Фото - Светлана Мальцева