Кубинский кудесник джаза Чучо Вальдес сыграл в Сочи
VI Зимний фестиваль искусств в Сочи продолжился концертом джазмена Чучо Вальдеса с его ансамблем.
Перед концертом зрители Зимнего театра могли увидеть только что открытую выставку работ Михаила Шемякина - 18 эскизов к балету П.И. Чайковского, созданного по мотивам сказки «Щелкунчик и мышиный король» Гофмана, в Мариинском театре. Они исполнены в традиционной для Шемякина «зверо-человеческой» эстетике. Подпрыгивающие движения, воровато озирающиеся взгляды, пиршество крыс, доведенная до предела карикатурность и язвительность. Напомним, что одновременно работа графика-Шемякина открылась в Художественном музее.
Обладатель пяти премий Grammy (не считая 14 номинаций) и трех Latin Grammy Awards Чучо Вальдес не слишком известен в России, хотя считается одним из лучших джазовых пианистов в мире. Он выработал собственную оригинальную технику звукоизвлечения, и не боится экспериментировать с джаз-роком и классикой, не забывая при этом про кубинские корни.
Тур 2013 года завел Чучо в Россию, на сочинский Зимний фестиваль искусств Башмета. Сам Башмет присутствовал на его концерте.
Полный зал Зимнего театра сначала настороженно отнесся к пианисту и его задорной группе. Но чем дальше играл Чучо, тем быстрее лед таял, и уже со второй половины концерта после каждой композиции звучали долгие горячие овации.
Чучо Вальдес явно подготовился к концерту в России - то и дело в его филигранных страстных импровизациях звучали цитаты из Рахманинова, Римского-Корсакова, Чайковского...
Но главное - Чучо находится в прекрасной форме, несмотря на свой 71 год. Фантастическая полиритмичность и особая манера словно разбрасывать ноты вокруг себя, - с ним. Манеру игры Вальдеса можно узнать после первых же тактов. Искрящиеся кварты и квинты словно крошатся под уверенными пальцами пианиста, рассыпаясь по-кубински щедрыми на страсть очередями. Умелая, без видимого труда, мгновенная смена стилистик внутри композиции создает ощущение, что Чуче подвластны любые музыкальные жанры.
Маэстро дал вволю поимпровизировать своим музыкантам, а на бис один из перкуссионистов даже станцевал нечто зажигательное, на радость зрителям. Под неподвижным взглядом Вальдеса.
Текст: Вадим Пономарев
Фото: Светлана Мальцева