Иветта Апкалне поборолась с сочинским органом
Концерт органистки Иветты Апкалне (Латвия) прошел в рамках Культурной Олимпиады в Сочи и Зимнего фестиваля искусств Башмета.
Иветта Апкалне стала известна после победы на Конкурсе органистов имени Микаэла Таривердиева 2003 года. С тех пор она стала лауреатом многих международных конкурсов, и заняла видное место в новой волне латвийской органной музыки.
Свой концерт в Сочи Апкалне построила по-принципу контрастов - включив эталонную «Пассакалию» Баха, но предварив ее редкой органной транскрипцией «Погребального шествия» Листа и обрамив Токкатой и «Вечным светом» латышского композитора А.Калейса.
Прочтения Апкалне изобилуют искрящимися живыми эмоциями и смелыми трактовками самых сложных мест в партитурах. При этом органистке не изменяет вкус, и она с должным пиететом относится к наиболее значимым указаниям композиторов, прежде всего по темпу. Скажем, «Погребальное шествие» Листа Апкалне сумела провести от мрачного средневекового ужаса к солнечному оптимистичному подъему, не прибегая к ускорению темпа, лишь за счет крайне эмоциональной подачи.
«Пассакалия» Баха предстала в ее прочтении грандиозной поэмой человеческого духа, борьбой между страстями и разумом. Небольшой сочинский орган весьма своенравен, и порой выходит из-под полного контроля исполнительницы. Обидно было слышать немало ритмических неровностей. Тем значимее ее художественная выразительность и убедительность.
Завершился концерт произведениями G.Th. Thalben-Ball - Variations on the Theme of Paganini for pedal Solo и прокофьевской Toccata op.11 (транскрипция для органа J. Guillou).
Текст: Вадим Пономарев
Фото: Светлана Мальцева