Игра в классики французского трио Wanderer
Знаменитое французское трио Wanderer выступило 19 февраля в органном зале Сочи в рамках Культурной Олимпиады 2014 и Зимнего фестиваля искусств Башмета.
Трио, названное в честь песни Шуберта «Странник» (Wanderer), в прошлом году отпраздновало свое 25-летие. Выпускники Парижской консерватории создали один из самых слаженных и виртуозных камерных ансамблей мира. Они играли с самыми великими музыкантами, легендами – от Иегуди Менухина до оркестра РНО, они гастролируют в самых престижных залах мира, и награждены массой музыкальных наград. В том числе трижды – французской премией Victoires de la musique classique, а также Midem Classical Award, ARD de Munich и многими другими.
В Сочи же виртуозы Wanderer поначалу оказались шокированы публикой. Увы, набралось немногим более пол-зала (и без того камерного), и к тому же смело хлопающего между частями трио Бетховена. Однако музыканты сумели преодолеть недопонимание, и к финалу концерта их встречали жаркие аплодисменты и два вызова на бис.
Прелесть Wanderer – в особой технике звукоизвлечения, нехарактерной для российской музыкальной школы. Они играют словно физически, рывками, отрывистыми мазками. Легато отсутствует как данность, - даже залигованные ноты Wanderer предпочитает извлекать резко, акцентируя скорее на искусных перепадах громкости. Возникает удивительное ощущение живого нервного организма, словно на глазах заново изобретающего давно известные произведения классиков.
С Бетховеном, впрочем, такая игра в классики не прошла. Его Трио само по себе могуче и доминантно, и размышлизмы затюканного цивилизацией человека ему не с руки. Жаркие «запилы» (иначе не скажешь) виолончелиста Рафаэля Пиду скорее напоминали мотивы Шостаковича. Хотя игра блистательного пианиста Венсана Кока вполне могла быть любопытнейшей интерпретацией Бетховена… Но стоит признать, что в целом прочтение оказалось сомнительным.
И только когда Wanderer перешло к своей основной специализации – романтической музыке – все стало на свои места. «Ноктюрн» Шуберта стал страстным признанием в любви, отчаянным и упорным, по-настоящему мужским. Скрипка Гварнери в руках Жана Марка Филипп-Варжабедяна настойчиво требовала ответных признаний, ансамблевость игры трио буквально поражала воображение.
Во втором отделении прозвучало трио Сен-Санса (опус 92), где французские музыканты раскрылись в полной мере. Тончайшие переходы от форте к пианиссимо, абсолютно синхронные виртуозные пассажи, глубинная архитектура звука, экспрессивные диалоги инструментов, напор и небрежное поигрывание мускулатурой – все это Wanderer в Сен-Сансе. Трио равных, трио прекрасных музыкантов.
Восторженная овация заставила музыкантов сыграть бисы. И «Думка» Дворжака, и Presto Гайдна были сыграны свежо, с элегантными фразировками, невероятным чувством партнерства и на удивление синхронной агогикой.
Текст: Вадим Пономарев
Фото: Максим Судоргин