«Глория» Вивальди открыла Пасху на фестивале Башмета
Официальное открытие V международного музыкального фестиваля Юрия Башмета в Ярославле прошло в зале Филармонии с абсолютным аншлагом. Ни одного свободного кресла!
Юрия Башмета и оркестр «Солисты Москвы» поздравил губернатор Ярославской области Сергей Ястребов. Он пожелал фестивалю удачи и творческих свершений.
В ответ Юрий Башмет вспомнил, как на недавнем благотворительном концерте в Тбилиси дремучие местные националисты устроили шумную акцию против его приезда ровно в момент исполнения произведения знаменитого грузинского композитора Гии Канчели. Башмет заявил, что по-прежнему будет играть музыку и в Грузии, и в Абхазии, и получил в этом поддержку Католикоса-Патриарха Грузинской православной церкви. И ему особенно приятно играть там, где не нужно виз и не существует границ - в России, и особенно в ставшем ему почти родным Ярославле.
Программу концерта составили произведения Гайдна, Тан Дуня и столь уместная в вечер Пасхи духоподъемная «Глория» Вивальди.
В концерте ре мажор для фортепиано с оркестром Гайдна с «Солистами Москвы» солировала пианистка Ксения Башмет. Ее эмоциональная подача артикулировалась вышколенными музыкантами башметовского оркестра. Гайдн получился, может быть, немного более аффектированным, чем дозволено традициями, но чрезвычайно задорным.
"Ethernal Vow" Тан Дуня, написанную специально для Башмета, маэстро исполнял уже не раз, в том числе вместе с автором. Восточная невозмутимость и ровность авторской линии неизменно навевают самые различные ориентальные ассоциации, но Башмет все чаще разнообразит коротенькую пьесу своими знаменитыми певучими интонациями, и все-таки простраивает внутри башни из слоновой кости собственную драматургию. В этот раз это было особенно заметно.
Настоящим открытием всех башметовских фестивалей стал приезд немецкого гобоиста Альбрехта Майера. Отменная техничность и незаурядная певучесть его гобоя буквально потрясли зрителей. Солнечно-добродушное обаяние Майера более чем совпало с такой же природы обаянием Гайдна, а сам Майер в Концерте До мажор для гобоя с оркестром показался еще и изысканным романтиком.
А завершился пасхальный концерт монументальной «Глорией», в которой к оркестру подключилась еще и филармоническая хоровая капелла «Ярославия». Единственное, в чем можно упрекнуть капеллу - в отсутствии глубоких духовных чувств, жизненно необходимых для трагического и одухотворенного одновременно мировоззренческого шедевра Вивальди. В остальном капелла показала себя прекрасно - техничная, спетая, без дисбалансов внутри групп.
Возвышенное исполнение «Глории» стало прекрасным окончанием первого дня фестиваля Башмета в Ярославле, который продлится фейерверком звездных имен академической и джазовой музыки до 12 мая включительно.
Вадим Пономарев, NEWSmuz.com
Фото автора