«День Испании» на фестивале Башмета прошел по-испански
«День Испании» прошел на IX международном музыкальном фестивале Юрия Башмета в Ярославле. Испанские музыканты, испанская музыка.
Собственно, и дирижер испанский — хорошо знакомый по концертам в Мариинке и учившийся в Питере выдающийся дирижер Алексис Сориано, он еще и худрук Нью-Йоркского оперного общества и лауреат нацпремии «100 испанцев». Ему предстояло раскачать Ярославский губернский оркестр, явно не привыкший к такой музыке. Чудеса случаются, и оркестр заиграл! Да еще как заиграл - с широким динамическим диапазоном, отточенной фразировкой и экспрессией. Придать прозрачности звучания все-таки не получилось, оркестр звучал глуховато, но музыканты очевидно выложились по полной, и это огромная победа фестиваля. Сориано и сам счел нынешнюю программу «очень сложной», - и при этом ни одного провала по звуку не было, даже в духовых вечно проблемным секциях.
Первым из солистов вышел на сцену уроженец Гранады, выпускник зальцбургского «Моцартеума» и мюнхенской Высшей школы музыки гитарист Давид Мартинес. Концерт Хоакино Родриго для гитары с оркестром «Аранхуэс» (по названию загородного королевского дворца под Мадридом, славящегося своими садами) — самое известное произведение Родриго. Гитару Мартинеса все-таки решили подзвучить, хотя сам Родриго проблему громкости гитары на фоне оркестра решил кардинально: соло звучит только с малыми группами на piano, но никогда со всем оркестром сразу. Давид Мартинес сыграл крайне сдержанно, пожалуй, даже чересчур. Все-таки три части Аранхуэсского концерта — это три танца в первую очередь: фанданго на 6/8, саэта и рондо в духе придворного танца на 2/4 и 3/4. Си-минорная саэта в Адажио, самая известная часть концерта, была исполнена безукоризненно. Глубоко и атмосферно. А вот для фанданго и рондо хотелось бы более страстных эмоций от гитариста.
Еще один солист — хорошо известный в мире выпускник мадридской Высшей школы музыки виолончелист Адольфо Гутьеррес Аренас, и концерт Эдуара Лало для виолончели с оркестром ре минор он исполнял не раз. Француз Лало в финале концерта использует тему из испанской сарсуэлы El hombre es débil Франсиско Асенхо Барбьери (ее также можно услышать в первой хабанере Пабло де Сарасате), что ж не сыграть ее на дне Испании? Адольфо Гутьеррес с первой ноты зазвучал основательно, полновесно. Его виолончель то бурлила морской пеной, то взрывалась раскатистыми андантино, то легко трепетала на тремоло. У Адольфо прекрасное звукоизвлечение и глубокое понимание самого Лало, так что все сложилось наилучшим образом. Этот концерт играют многие виолончелисты, но исполнение Аренаса — в моем личном топе пока лучшее из того, что довелось услышать. Феерическое выступление.
Во втором отделении солистов уже не было, а Ярославский оркестр под напористой рукой Алексиса Сориано приступил к музыке балетов Мануэля де Фалья. Версия для оркестра сюиты из балета «Любовь-Волшебница» и сюита из балета «Треуголка» (для антрепризы Дягилева) - словно антология знаменитого испанского композитора. От характерных танцев испанской улицы — к психологически изощренным полотнам-размышлениям. От веселья и пиршества национального духа — к сквозным сомнениям, мистицизму и трагизму. Сориано дирижировал наизусть, что уже удивило. И снова порадовал оркестр, чутко следовавший указаниям дирижера. Сориано разве что чуть переборщил с тутти в финале, не рассчитав акустику в небольшом зале филармонии, но в остальном он был убедителен и свеж.
Ну, на фестивалях Башмета уже были, и не раз, дни Италии и Франции. Настал черед Испании, и получилось впечатляюще, стоит признать.
Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА