Фестиваль Башмета в олимпийском Сочи начался с сюрпризов
VII Международный фестиваль искусств в Сочи открылся 6 февраля в Зимнем театре Сочи. Фестиваль под руководством Юрия Башмета входит в культурную программу зимней Олимпиады-2014.
После вступления к «Хованщине» (Рассвет на Москва-реке) Модеста Мусоргского в исполнении симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета на сцену для торжественного открытия поднялся мэр Сочи Анатолий Пахомов.
- Я в очередной раз очень рад приветствовать всех гостей и участников уже традиционого седьмого фестиваля Башмета. Символично, что сегодня мы приняли олимпийский огонь и приняли участие в главном спортивном событии в России и мире. Символично, что Олимпиада открывается именно фестивалем Юрия Башмета, это главное культурное событие Олимпиады. Фестиваль полюбился и сочинцам, и гостям города со всех уголков России. Мы благодарны Юрию Башмету за то, что он активно принимает участие в культурной жизни Сочи, является настоящим послом Олимпиады. Думаю, нынешний фестиваль будет еще значимее, чем предыдущие. Участие самого Башмета, мировых звезд — и каждый раз что-то новое, запоминающееся. В добрый путь!
Стоявший рядом с мэром Юрий Башмет счел нужным сказать несколько слов.
- Мои благодарности другу, куратору фестиваля Анатолию Пахомову. Спасибо правительству России. Зал пока неполный, потому что не все еще получили аккредитацию на фестиваль.
Зал в самом деле оказался к началу концерта открытия практически полупустым, но уже к антракту заполнился практически битком. Перекрытый полицией Курортный проспект был открыт для движения буквально перед самым концертом.
- Еще не завершилась эстафета олимпийского огня, многие заняты и просто не успевают подъехать, - объяснил непростую транспортную ситуацию в олимпийском Сочи мэр Пахомов.
Юрий Башмет коротко объяснил изюминку нынешнего фестиваля:
- В этом году у нас будут многонациональные вечера — польские, итальянский, а сегодня русский. Будет и «Евгений Онегин», и Женя Миронов с Чулпан Хаматовой, и Константин Хабенский...
Башмет вышел на сцену с перебинтованной рукой, и объяснил причину.
- Смотрел новости, там говорят, что я споткнулся, повредил руку и не буду принимать участие в открытии. Правда из этого в том, что я действительно повредил руку. Был консилиум в сочинской больнице №4, меня там окружили такой любовью, - я не могу не стоять на сцене! Поскольку я посол, то не могу не стоять на этой сцене.
Из-за происшествия с правой рукой маэстро в программу пришлось внести одно изменение. Альтовый концерт Александра Чайковского должен был играть сам Башмет, однако его заменил Виталий Астахов, солист-концертмейстер группы альтов «Солистов Москвы» и «Новой России».
Концерт открытия был назван «Русский вечер – 3 поколения российских музыкантов», и у этого названия есть сразу несколько измерений. В самом деле, открывать фестиваль Башмета приглашены музыканты, которых можно отнести к разным поколениям. Старшее поколение представили знаменитый скрипач Виктор Третьяков и сам Башмет. К среднему можно отнести фортепианную звезду Дениса Мацуева и Виталия Астахова. К ним же можно отнести питерский «Терем-квартет». А молодое поколение представили сопрано Ольга Перетятько и киндер-сюрприз - поп-певец Роман Архипов. Стоит отметить, что и программа концерта составлена из разных исторических пластов - от Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова и Петра Чайковского через классика XX века Прокофьева к современному Александру Чайковскому.
Открыл фестиваль Концерт №2 для скрипки с оркестром Прокофьева с солирующей скрипкой Виктора Третьякова. После долгой паузы в выступлениях каждый выход Виктора Викторовича на сцену воспринимается как масштабное событие, и это действительно так. Мудрая выверенность интонаций, скупой и выразительный смычок, эталонная московская школа звукоизвлечения - это все Третьяков. В Прокофьеве Третьяков и звучит, и выглядит как мудрый лис. В третьей части, когда раздирающие душу сомнения достигают у Прокофьева жизнерадостного разрешения, - и здесь Третьяков умеет найти философский контекст в романтизме композитора. Он словно пропускает посылы Прокофьева сквозь себя — насыщенную драматическими событиями жизнь, величественную старость, - и выдает слушателю свою позицию, представляет свой выстраданный и многомудрый, многоопытный взгляд. Восхитительное исполнение и бурные аплодисменты публики.
Страстный Денис Мацуев покоряет залы своей артистичностью и отточенной техникой. Башмет не раз играл с ним, и уже нашел свою формулу взаимодействия оркестра с экспрессивным пианистом — он держит оркестр на полутонах, на сгустках прозрачности, оттенках piano с отскоками в форте — позволяя Мацуеву идти в авангарде мощи, контрастно-мускулисто довершая все полунамеки оркестра невероятной страсти солирующими пассажами. Возможно, это лучший подход к диалогу такого свойства. Выигрышно слушается оркестр, но выигрышно слушается и Мацуев. Все в плюсе, а слушатель следит за завораживающим диалогом двух самоценных величин. И даже в первой и последней частях «Рапсодии на тему Паганини» для фортепиано с оркестром, соч. 43 Рахманинова, когда звучит знаменитая перекличка оркестра и фортепиано, Башмет мудро отдает право первенства Мацуеву — и тогда тот звучит еще более отчаянно-брутально и одновременно щемяще-трогательно.
А уже без Мацуева в увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта» Петра Чайковского оркестранты Башмета продемонстрировали весь диапазон своего темперамента, элегантно переходя от тончайшей элегичной вязи к страстному бурлению вплоть до фортиссимо. Увертюра-фантазия Чайковского давно уверенно вписалась в репертуар «Новой России», уж где, казалось бы, найти новых красок в изученном вдоль и поперек произведении классика? Однако в Сочи увертюра была сыграна распевнее и даже чуть замедленнее, чем обычно. От этого она стала еще более «классической», дворянской и по-доброму усадебной. Умело поданный нерв сделал ее более драматичной, контрастной, почти надрывной.
Впервые выступившая на фестивалях Башмета певица Ольга Перетятько наверняка стала для многих сочинцев ошеломляющим открытием. Сопрано удивительной красоты, безупречно техничное - это еще далеко не все. Артистичная, с идеальной дикцией (что почти редкость, увы), - Ольга Перетятько обладает полновесной грудной подачей, так что сопрано отсылает к романтичному образу из немецких фильмов 30-х годов и советских лент 50-х. Такой образ крайне необычен для современной сцены. Ни одной ошибки в самых сложных моментах партитуры, и убедительнейшая романтичность вкупе с драматическим талантом — делает ее весьма своеобразным явлением. В Ла Скала она поет Марфу в «Царской невесте», в Сочи спела одну арию из нее, дополнив арией Людмилы из «Руслана и Людмилы» Глинки. С легкостью справляясь с виртуозными пассажами и создавая на сцене поистине зримые художественные образы, она везде выдерживает линию природной чувственности, искренности и естественного обаяния.
Первым экспериментом фестиваля стало появление «Терем квартета» совместно с оркестром «Новая Россия». За день до этого они дали сольный концерт в Органном зале, и вот - оркестр, сидящие перед ним музыканты «Терем квартета» и симфоническая картина «Сеча при Керженце» Римского-Корсакова. Не слишком часто исполняемое «военное» произведение, конечно, было призвано продемонстрировать возможности «Терем-квартета», да и просто тембрально обогатить акустику сборного концерта. Отчасти эта задумка удалась — контрабас-балалайка, домры и баян внесли свою лепту в атмосферу «русского» концерта. С Башметом они играли впервые, и все-таки ошибкой было решение посадить их впереди оркестра — увы, как солисты «Терем-квартет» в этом произведении не впечатлили, да и композитором это явно не было задумано. Впрочем, музыканты «Терем-квартета» вполне реабилитировались в следующем сольном номере, уже без оркестра — стилистика аргентинского танго ближе к эстрадному звучанию, а музыка Пьяццолы столь эмоционально щедра, что дает благодатную возможность говорить «от сердца к сердцу» с любым зрителем.
Прекрасный альтист «Солистов Москвы» и «Новой России» Виталий Астахов каждый раз вынужден доказывать в своих выходах, что он не только превосходный оркестрант, то и полноценный солист. Нарочито «простенькое» Адажио из «Этюдов в простых тонах» для альта, солирующего фортепиано и оркестра Александра Чайковского на восходящих гармониях под белый шум фортепиано требуют нетривиальной сконцентрированности — легко проскочить ту заразительность, что востребована и подразумевается от харизмы солиста. Астахов почти справился с этим — нет, он все-таки привычно растворялся в родном оркестре на белом шуме, но вовремя перехватывал инициативу, и — не тянул одеяло на себя, а ощущал себя сердцем Адажио.
Еще одним сюрпризом открытия фестиваля стал совместный номер оркестра «Новая Россия» под управлением Башмета и эстрадного исполнителя Романа Архипова, ставшего известным на телепроекте «Фабрика звезд». С тех пор он пел в бойз-бенде «Челси», потом пытался делать рок-карьеру в Америке под именем Troy Harley, сейчас бросил все и думает, что делать дальше. Для выступления с Башметом было сделано переложение для оркестра баллады рок-группы Gotthard - Have a Little Faith. Совершенно непоставленный слабый вокал Архипова предательски не мог покрыть оркестр, довольно быстро Архипов стал ощущать себя одним из подголосков оркестра — но сама песня явно противилась такому положению вещей. Несмотря на довольно выигрышную оркестровку, получилось скомканно и все-таки сыровато. Возможно, Архипову еще стоит научиться петь.
В целом концерт открытия фестиваля получился невероятно сильным и насыщенным. Особенно стоит отметить работу оркестра «Новая Россия» - столь слаженного и психологически точного звучания у оркестра еще не было никогда. Возможно, олимпийская атмосфера так повлияла или есть иные причины - но факт остается фактом. «Новая Россия» продемонстрировала высочайший класс звучания, и это один из главных приятных сюрпризов открытия фестиваля.
Вадим Пономарев
Фото Алексей Молчановский