Жан-Люк Понти и Юрий Башмет сыграли вместе
9 мая в новом ярославском концертном зале «Миллениум» в рамках V международного музыкального фестиваля Юрия Башмета состоялся концерт знаменитого французского джазового скрипача Жана-Люка Понти с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» и пианистом Уильямом Леконтом (William Lecomte).
Для ярославского фестиваля Башмета характерен цикл программ под названием «Классика и джаз», когда ведущие джазовые музыканты имеют возможность сыграть с оркестром и лично Башметом. В прошлом году здесь играл Игорь Бутман, а теперь пригласили легенду французского и мирового джаза Жана-Люка Понти (Jean-Luc Ponty).
Изначально планировалось, что он приедет со своим квинтетом, однако потом благоразумно решили, что квинтет рядом с большим симфоническим оркестром «Новая Россия» попросту потеряется, и Понти ограничился сопровождением своего любимого пианиста Уильяма Леконта, который играет с ним уже около 20 лет (и известен сотрудничеством с такими звездами, как Vaya Con Dios, Sumi Jo и сольными альбомами).
«Новая Россия» под страстной дирижерской рукой Валентина Урюпина (имеющего весьма отменную карьеру кларнетиста) на удивление живо сыграла довольно простую, но все же свинговую партитуру произведений Понти. Хотя без великолепного пианиста Леконта вряд ли сложилось бы такое впечатление. Уильям Леконт играл вдохновенно, чутко и закономерно стал мозговым центром всей структуры этого симфо-джазового кооператива.
Жан-Люк Понти привез свою знаменитую пятиструнную электрическую скрипку с нижней струной C (у него есть еще и violectra с нижними C и F струнами, но Ярославль обошелся без нее). Играет Понти по-прежнему блистательно - певучим звуком, изобретательно, эффектно. Конечно, ни о каких новых прорывах, как это было в 70-е, Жан-Люк теперь и не думает, - но наработанный им багаж столь велик, что хватит еще не на одно десятилетие.
Изюминкой концерта стало появление Юрия Башмета, сыгравшего пятиминутный дуэт с джазовым гуру. Это довольно мелодичная композиция, с перекличками, унисонами и яркой каденцией. Можно увидеть, как это было.
Стоит сказать, что рядом с солирующим альтом Башмета электроскрипка Понти, несомненно потерялась. Сразу выпукло стали заметны явно ограниченный динамический диапазон электроинструмента, да и задушевности живой скрипки ей ощутимо не хватало. Единственное, в чем она явно превосходила «натуральный» инструмент - так это в мощной атаке звука. Хотя и тут можно только догадываться - Юрий Башмет отнюдь не стремился напирать на атаку, а альт позволяет играть весьма аффектированно, при желании.
«Больше мы ничего не разучили», - виновато всплеснув руками, сказал Юрий Башмет в ответ на настойчивые просьбы зрителей сыграть еще. Впрочем, в финале концерта Башмет и Понти снова сыграли свой дуэт, причем заметно увереннее и ярче первоначального.
Вадим Пономарев, Новости музыки NEWSmuz.com
Фото автора