В 60-летие Башмет и «Солисты Москвы» играли на Страдивари
В Москве фестиваль в честь 60-летия Юрия Башмета завершился концертом «Солистов Москвы» на инструментах из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России.
Фактически этот концерт повторил эксперимент 2010 года, когда Башмет добился выделения на один-единственный концерт сразу 16 уникальных инструментов семей Страдивари, Гварнери, Сало и Альбани из Госколлекции. Такие случаи крайне редки, и услышать в исполнении великолепных «Солистов Москвы» звучание раритетов – большая удача в любом случае. Башмет проводит еще цикл «Инструменты Госколлекции звучат в столицах мира», но это редкие концерты, и именно в разных столицах мира.
В этот раз звучали 8 скрипок Антонио Страдивари (три из них с сомнительным этикетом, но божественного звука), одна скрипка Джузеппе Гварнери дель Джезу, по одному альту от Страдивари, Гварнери, Сало и Альбани, две виолончели Страдивари, а также контрабас семейства Гварнери.
Увертюра Дж.Россини к опере «Шелковая лестница» (1812) прозвучала легко, с летящим прозрачным звуком, и должна была подготовить слушателя к восприятию непростого 20-го концерта Моцарта ре минор для фортепиано с оркестром. Однако первый приглашенный гость – пианист Олег Майзенберг, выпускник Гнесинки, ныне живущий в Вене, вышел с температурой 39 и играл крайне странно, если не сказать неровно. Да и вместо целого концерта прозвучало только Allegro.
А вот второй гость – знаменитый итальянский виолончелист и композитор Джованни Соллима – был великолепен и конгениален Башмету и «Солистам Москвы». В своих сочинениях Соллима стремится синтезировать классику, рок-музыку и этнику. За неимением этнических вокалистов на сцене Большого зала консерватории при исполнении LB Files пришлось включать фонограмму с вокалом – это было не слишком изящным решением, да и зал не оборудован качественным воспроизводящим оборудованием. Однако все огрехи с лихвой искупил вдохновенный настрой музыкантов – сам Соллима буквально искрился эмоциями и блистал первоклассной техникой игры. Да к тому же не мог усидеть на стуле, и то и дело пытался сам продирижировать оркестром, помогая Башмету. Тот был не против, и лишь улыбался. Посвящение Луиджи Боккерини с вкраплениями текстов Джакомо Казанова и Ж.Д.Абдурахмана получилось солнечным.
Башмет не преминул похвастать звуком уникальных инструментов. Он вкратце рассказывал об истории каждой скрипки или альта, а затем музыкант играл на ней фрагмент какого-либо произведения. Почти лекция-концерт. А затем все вместе они сыграли «крайне редко исполняемое произведение», по словам Башмета, – «Маленькую ночную серенаду» Моцарта.
Во втором отделении Башмет сам взялся за альт. «Кол Нидрей» Макса Бруха, тягучий и подернутый светлой грустью, Башмет сыграл задумчивым и почти трагическим.
Завершился концерт (и фестиваль в целом) часто исполняемым Башметом струнным квартетом «Смерть и девушка» Ф-Шуберта-Г.Малера. Четыре части квартета совершенно разные по настроению, и именно тут в полной мере раскрылись фантастические возможности прекрасных инструментов: мягкий звук как в аллегро, так и даунтемпо, кристальный объемный звук, богатейшая тембральная окраска.
Поскольку во время фестиваля разразился большой скандал, связанный с неточной передачей слов Юрия Башмета о «Законе Димы Яковлева», нелишним будет привести здесь подлинные слова маэстро. Совершенно очевидно, что Башмет отнюдь не одобряет скандального закона, принятого Госдумой под нажимом Владимира Путина:
«Мне тоже не нравится, что это коснулось детского вопроса, впоследствии, как ответ. Это мне не нравится, - сказал Юрий Башмет на пресс-конференции. - Но я также вам должен сказать по этому вопросу, что это же не так, что больной ребенок без родителей где-то в интернете, я не знаю, нашел какой-то американский телефон и стал обзванивать и спрашивать: "Скажите, пожалуйста, вот я больной и мне здесь не помогают, у меня на родине, вы не могли бы меня приютить, сделать операцию, вылечить и вообще, вам не нужна, случайно, вот такая забота? У меня нет родителей, вы не хотели бы стать моими родителями?" Это же понятно, что это тупость, понятно, что есть организация какая-то, а может быть, не одна, для которых это коммерция. Посредники должны быть или нет? Есть они. Деньги зарабатывают? Зарабатывают. Другие говорят: "А что, мы наших детей продаем, что ли, в Америку?" Значит, это одна сторона. Гораздо более серьезно это то, что если мы не можем помочь нашим детям, то тогда почему нужно запрещать им уехать в Америку и там вылечиться».
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА