Юрий Башмет и «Солисты Москвы» открыли Шереметевский фестиваль в Белгороде
2 апреля в Большом зале Белгородской государственной филармонии при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области состоялся концерт открытия II фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи».
Перед концертом в конференц-зале БГФ состоялась встреча Юрия Башмета с многочисленными представителями белгородских СМИ.
В таком огромном событии музыкальной жизни Белгорода как первый приезд в наш город проставленных «Солистов Москвы» и их главного солиста и дирижёра народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и РФ Юрия Башмета журналистам повезло, наверное, больше всех. 45-минутное непосредственное общение перед концертом с Юрием Абрамовичем Башметом позволило им немного приблизиться к человеческой и творческой личности выдающегося музыканта, который (как ни пафосно это звучит) своими всемирно признанными достижениями обеспечил себе достойное место в истории современного искусства.
Пресс-конференция (как и всякая другая) была живой импровизацией белгородского варианта известного ток-шоу «Вокзал мечты», где, конечно, солировал Юрий Башмет. На вопросы о том, удовлетворён ли маэстро своей карьерой, или как относится Юрий Башмет к популярной сегодня в исполнительстве тенденции к смешению джаза и классики, а также на многие другие знаменитый гость отвечал с обстоятельностью пастернаковского «дойти до самой сути», отчего становились понятны и удивительная целостность судьбы замечательного музыканта, и его художественно-этические принципы, снискавшие Юрию Башмету уважение и авторитет во всём мире.
Его знаменитому коллективу с самых первых выступлений в 1992 г. сопутствует огромный успех, но, по словам Ю. Башмета «успех и достижения — разные вещи», хотя и взаимосвязанные (добавим мы), ибо первое базируется на втором и без него не существует.
Вопрос лишь в том, как высоко поднята планка достижений. У Ю.Башмета эта планка уходит в бесконечность. Один из критериев совершенства, по словам Юрия Абрамовича, — это чистота. Это он сумел понять ещё в годы отрочества во Львове, когда мода на обожаемых им «Битлз» сменилась модой на Джимми Хендрикса, которого Башмет для себя так и не сумел принять.
Это понятие, столь же из области эстетики, как и этики, Башмет распространяет на всё — чистоту интонации в игре на струнных, чистоту ансамбля, чистоту стиля, чистоту человеческих отношений.
Юрий Башмет отрицательно относится к микстам классики и джаза, если только это не делается сознательно, как в специально написанных для него произведениях. Что касается джаза, маэстро сказал, что сегодня он сожалеет, что профессионально не занимался джазом, хотя много выступает с известным российским джазменом Игорем Бутманом.
Отвечая на вопрос, почему он выступает в Белгороде, Юрий Абрамович ответил, что его заинтересовал Шереметевский фестиваль.
Открытие фестиваля началось с традиционно коротких приветственных слов сопредседателя Фонда Его Преосвященства Архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и директора Белгородской филармонии заслуженного работника культуры РФ Евгения Алешникова.
Глава Белгородской епархии отметил неслучайность совпадения того, что главный музыкальный герой вечера — альт — начал свою жизнь в музыке в эпоху, когда граф Борис Петрович Шереметев основал свои «Музыкальные ассамблеи», как неслучаен и тот факт, что «Мистер Альт» (так называют Ю. Башмета на Западе) выступает на первом концерте белгородского фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи».
Евгений Алешников заметил, что для Белгорода большая честь принимать у себя таких музыкантов высочайшего класса и сообщил, что на заключительном концерте фестиваля ожидается присутствие графа Петра Петровича Шереметева.
В программу первого концерта фестиваля вошли произведения из «золотого фонда» репертуара «Солистов Москвы». Публика с удовольствием как будто заново слушала как хорошо известные произведения Грига, Моцарта, Шнитке, так и премьерные для Белгорода исполнения (Паганини — Концертино ля минор для альта с оркестром; киномузыку Торо Такемицу; «Русскую песню» из оперы Стравинского «Мавра» в переложении для альта с оркестром; Скрецо ор. 11 № 2 Дмитрия Шостаковича и др.).
Первое отделение составили Сюита в старинном стиле «Из времён Хольберга» Грига и Концертино Паганини. Хотя Белгород отнюдь не обижен выступлениями высококлассных солистов и коллективов, концерт «Солистов Москвы» и Юрия Башмета (в программе концерта чередовались произведения для оркестра и для альта с оркестром) заставлял зал то замирать от восхищения, то взрываться бурными аплодисментами.
Поразительной отточенностью, тонкостью и слаженностью игры ансамбля «Солистов Москвы» восхищён весь мир. Каждая группа ансамбля играет как один человек, а совместная игра небольшого коллектива (20 человек) создаёт необычайный эффект пространственного объёмного звучания.
Музыкальная ткань идеально прослушивается в каждый момент, и в каждый момент музыка дышит, движется, живёт. Так незабываемо были исполнены миниатюры 18 века для альта с оркестром — Граве Йиржи Бенда и Ларго Антонио Вивальди. Причём, оба сочинения были исполнены абсолютно по-разному. Если Граве завораживало глубиной погружения в певучую плоть альта, то Ларго приглушённо-нежным голосом солиста под однородно-бесстрастное сопровождение пиццикато оркестра напоминало нежный любовный шёпот.
Оба исполнения находились в русле той «лирической меланхолии», которая, как когда-то заметила Ирина Антонова (директор музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) является господствующим жизнеощущением Ю. Башмета. Любопытно, что и ещё одна медленная миниатюра для альта с оркестром (фрагмент из оперы Стравинского «Мавра») прозвучала в совершенно иной, «лубочной», как бы безвибратной окраске звука солиста.
Никогда прежде в Белгороде не слышали игру камерного струнного ансамбля с такой тончайшей нюансировкой и (не боюсь повторяться) такой ритмической слаженности и интонационной чистоты. Кажется, что «Солисты Москвы» начинают и заканчивают игру (как олимпийские спортсмены) с точностью до сотых долей секунды. Их игра — эталон безупречной стильности и безукоризненного вкуса.
Напряжённый динамизм развития и неожиданность контрастов в Скерцо Шостаковича так же отличны от брызжущей жизнерадостности финала моцартовского Дивертисмента № 1 Ре-мажор, как и от гротескно-карикатурной гоголевской «Польки» Шнитке, пародийная вульгарность музыки которой нисколько не спровоцировала «симметричный» исполнительский ответ (что, к сожалению, часто приходится слышать).
Прозвучавшее в первом отделении Концертино Паганини — современная концертная версия одного из 15 квартетов Паганини для скрипки, альта, гитары и виолончели, сделанная в 1996 г. Р. Балашовым и Г. Кацем специально для Юрия Башмета. Народные песенно-танцевальные истоки этой музыки позволяют уподобить её инструментальному варианту жизнерадостно-солнечных неаполитанских песен.
Лёгкая улыбка Италии, возникшая в первом отделении, продолжилась и завершилась в заключительном номере программы, заканчивая концерт искромётными мини-вариациями (в стиле Й. Штрауса, А. Пьяццоллы и В. Монти) на тему «Happy Birthday».
Нина Синянская, afishka31.ru
Фото Антона Черева