Башмет, Хабенский и Раппопорт разыграли «Евгения Онегина»

Премьера «Евгения Онегина» в авторской версии Юрия Башмета прошла на фестивале маэстро в Ярославле, и было это в 2010 году. Тогда актерами, поддерживающими для зрителя драматургию пушкинской поэмы, были Ксения Раппопорт и Андрей Меньшиков. Онегина пел Ойдун Иверсен, Ленского - Сергей Романовский, Татьяну и Ольгу - Динара Алиева и Оксана Волкова.

Затем постановка жила своей жизнью, в нее вливались то Константин Хабенский и Янина Колесниченко, то менялись составы солистов. В Сочи «Евгений Онегин» уже тоже был в 2012 году, тогда текст читали Ксения Глинка и Алексей Кравченко, а из певцов первого состава осталась только Динара Алиева.

Ксения Раппопорт

Ксения Раппопорт

И вот - реинкарнация «Онегина», снова в Сочи, - теперь читают Константин Хабенский и Ксения Раппопорт. Сам замысел Башмета поместить в полуторачасовую концертную версию оперы Чайковского все лучшие для концерта номера - читай, самые выигрышные для оркестра и вокалистов, - непременно требовал чтецов. Ну, хотя бы потому, что версия Башмета - утилитарно просветительская. Проект рассчитан на то, чтобы о сюжете Пушкина и лучших ариях Чайковского узнала не слишком просвещенная публика (ох, эта эпоха ЕГЭ...) - узнала ну хотя бы потому, что на афишах - Хабенский и Раппопорт. И Башмет, разумеется.

Константин Хабенский

Константин Хабенский

Необыкновенно похорошевший за последний год оркестр «Новая Россия» без видимого труда почти эталонно аккомпанировал, дирижировал им сам маэстро (ранее частенько уступавший здесь эту роль своим молодым коллегам). Башмет убрал из партитуры Чайковского все «длинноты», не самые эффектные номера и оркестровые «проигрыши», а заодно и большую часть героев. Сюжет из-за этого получился несколько рваный, но на то и чтецы, чтобы снивелировать для зрителя эти неизбежные (и оправданные ради заявленной цели) утраты. В этот раз получилось не очень ровно. Если Хабенский уверенно влился в текст и нашел органичность в оживленной иронии рассказчика, то Раппопорт поначалу скорее жеманничала (хотя ей достались фразы от автора) и лишь к финалу смогла подстроиться под манеру Хабенского. Хабенский, кстати, умудрился еще и спеть! Всего одну фразу, но демонически: «Убит! Убит!»

Андрей Жилиховский в роли Онегина

Андрей Жилиховский в роли Онегина

С вокалистами все сложилось как нельзя лучше. Ленского пел Сергей Романовский, принимавший участие еще в самом первом представлении, и он поет теперь гораздо увереннее и техничнее прежнего. Голос работает в широчайшем динамическом диапазоне, и особенно отменными получаются его невесомые зависания-затихания в верхнем регистре. Упрекнуть тенора можно разве только в странной трактовке предсмертной арии «Что день грядущий мне готовит»: здесь Ленский напоминал жалобного умирающего лебедя. Это было красиво, но против драматургии оперы в целом.

После дуэли Онегина и Ленского

После дуэли Онегина и Ленского

Онегин - Андрей Жилиховский, его баритон теперь весьма уверен и крепок. Очевидные актерские способности Жилиховского дали мотор всему действию, в нынешний вечер то был главный актер Зимнего театра. Он нашел органичную манеру - слегка по-барски, но не брутально. Точное попадание в образ! Безусловно, сказался его опыт в этой же роли на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. Непременно еще следует отметить безупречную дикцию Жилиховского.

Андрей Жилиховский (Онегин) и Жаля Исмаилова (Татьяна)

Андрей Жилиховский (Онегин) и Жаля Исмаилова (Татьяна)

Главная женская роль Татьяны досталась Жале Исмаиловой, обладательнице Гран-при VII Международного конкурса им. А.П. Иванова. Впечатления от ее работы двойственные. Сопрано безусловно техничное, и Жаля сумела раскрыть в своем вокале весь драматизм судьбы героини. Но проблемы с дикцией, когда согласных словно не существует, столь же безусловно мешали не слишком подготовленным зрителям понять эту драматургию. Даже самые ответственные для сюжета фразы тонули в сплошных гласных звуках. Распознать текст мог только тот, кто уже наизусть помнит Пушкина. И с актерскими способностями пока у Исмаиловой складывается довольно напряженно - чаще получалось показать эмоцию, чем прожить. Тем не менее, Исмаилова - весьма одаренная певица, и стоит от ждать от нее новых серьезных высот.

Елена Максимова в роли Ольги запомнилась полновесным раскатистым голосом и фривольностью образа. Возможно, в этой постановке такая фривольность вполне допустима.

Елена Максимова в роли Ольги

Елена Максимова в роли Ольги

Кроме них, в постановке спели Олег Цыбулько (Гремин), Ирина Удалова (Ларина) и Анастасия Бибичева (Няня). И невозможно не упомянуть про отличную работу Камерного хора Краснодарской филармонии - высокопрофессиональный слаженный коллектив, показавший удивительную культуру хорового академического пения.

Ксения Раппопорт и Константин Хабенский

Ксения Раппопорт и Константин Хабенский

Достойным финалом представления стало вручение Специального приза Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи «Серебряная Ракушка» актеру Константину Хабенскому. Приз вручили двухкратный обладатель Оскара в ювелирном искусстве Ильгиз Фазулзянов и сам Юрий Башмет.

Приз Хабенскому вручили Ильгиз Фазулзянов и Юрий Башмет

Приз Хабенскому вручили Ильгиз Фазулзянов и Юрий Башмет

- Спасибо, что пришли подержать, - сказал Константин Хабенский. - Что-то получилось, что-то не получилось (из зала крик: «Получилось!» - и улыбка Хабенского). Для меня самое ценное в работе с Юрием Абрамовичем то, что мы можем делать что-то не так, как все. Это дорогого стоит.

Константин Хабенский с «Серебряной Ракушкой»

Константин Хабенский с «Серебряной Ракушкой»

Вадим Пономарев

Фото - Светлана Мальцева

Еще фото:





Поделиться!