Фестиваль Башмета в Ярославле завершился «Фантастической Кармен»
9 мая в ярославском зале «Миллениум» завершился VIII международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. Завершился на громкой ноте: музыкально-театрально-балетной фантазией на тему «Кармен».
Спектакль на синтезе жанров — конек фестивалей Башмета. Одних только проектов с Хабенским несколько. «Фантастическая Кармен» соединяет три разных жанра, в каждом — по три блистательных артиста. Актерские роли — Евгений Стычкин, Ольга Ломоносова и Михаил Трухин. Балетные — Екатерина Шипулина, Руслан Скворцов и Александр Волчков. Поют Ирина Шишкова, Максим Пастер и Олег Цыбулько.
Спектакль на синтезе жанров — конек фестивалей Башмета. Одних только проектов с Хабенским несколько. «Фантастическая Кармен» соединяет три разных жанра, в каждом — по три блистательных артиста. Актерские роли — Евгений Стычкин, Ольга Ломоносова и Михаил Трухин. Балетные — Екатерина Шипулина, Руслан Скворцов и Александр Волчков. Поют Ирина Шишкова, Максим Пастер и Олег Цыбулько.
Имена столь громкие и востребованные, что собрать такую команду возможно только разово, и фестивали Юрия Башмета — как раз повод. В огромном зале, рассчитанном на 1,5 тысячи зрителей, яблоку некуда упасть. Масштабная декорация занимает всю ширь сцены.
- По фестивалям у нас мало что повторяется, - говорит Юрий Башмет. - Но вчера в Рыбинске мы играли «Кармен-сюиту», - и заодно сыграли бетховенскую «Именинную» увертюру, она проходная вещь для Бетховена, но настраивает на торжественный лад. А сегодня на закрытии играем «Фантастическую Кармен» как синтез жанров: гениальная музыка Щедрина, театр, видео, балет. У нас появился режиссер Павел Сафонов, который предложил свое видение. Это рискованно, когда история рассказывается с другой точки зрения, меняется ракурс, - после того, как Хозе убил Кармен (этой истории на сцене нет, но это понятно), и вот Хозе сидит в сумасшедшем доме. И тогда Кармен появляется и как оперная певица, и как балерина, и как актриса. И все это Кармен. Сложно было свести столь разных артистов. И я рад, что в проекте появились Стычкин и другие артисты.
Кстати, отдельно стоит упомянуть о режиссуре Сафонова и сценарии Михаила Палатника. Юрий Башмет решился на смелый эксперимент «на грани фола» (как после спектакля выразился ярославский губернатор). Поскольку «Кармен» существует и в оперном, и в балетном, и в литературном вариантах — отчего не сделать Кармен и Хозе умноженными на три? Балетная Кармен танцует, оперная Кармен поет, а актриса Ольга Ломоносова держит сквозную связь (впрочем, как раз тексту новеллы Просперо Мериме традиционно не везет на сцене). Так и с Хозе. А место действия перенесено в сумасшедший дом, где диалоги между врачом и только что убившим свою любимую Хозе и составляют сквозное действие.
Режиссура Сафонова свежа и актуальна. Чем-то это можно сравнить со знаменитым английским сериалом «Шерлок»: те же перебивки по временам и местам действия, тот же поток сознания шрифтом по экрану задника, та же игровая стихия и бешеный темпоритм. Флэшбеками мелькают отсылки к Достоевскому, Шекспиру, да кому угодно.
Оркестр «Новая Россия» п/у Башмета звучит вкрадчиво и мягко. Отчасти из-за необходимости подзвучки через порталы, но видно, насколько мягки и вкрадчивы жесты самого маэстро… Блистательно спели все три оперных звезды. Меццо из Мариинки Екатерина Шишкова воплотила суровую и коварную Кармен, солисты Большого театра тенор Максим Пастер и бас Олег Цыбулько прозвучали эффектно контрастно: льющееся нежнейшее бельканто Пастера и решительный отточенный рык Цыбулько.
Трио балетных звезд Большого театра держалось строгой концепции «Кармен» своего театра (а-ля Альберто Алонсо), но и их удалось внедрить в пост-модернистскую драматургию. Актерское трио Ломоносовой, Стычкина и Трухина куда более привычно к современной режиссуре, и у них взаимопонимание буквально абсолютное. По сравнению с прошлогодней премьерой на сочинском фестивале, спектакль буквально зажил.
Поскольку фестиваль закрылся именно 9 мая, логичным было при возможности расспросить самого Юрия Абрамовича о его деде-фронтовике Борисе Абрамовиче Башмете.
- Дедушка мне не очень много рассказывал о войне. Только иногда он надевал свой торжественный пиджак, весь в орденах, в том числе «За взятие Берлина», дослужился до ефрейтора. Военных историй не рассказывал, только бытовые — как какое-то слово немецкое звучит, и подобное. Только одну историю рассказал — о своем чудесном спасении. Немцами было взято в плен 12 наших солдат, и он с ними. У немцев не было времени разбираться, бои идут, они решили быстро всех расстрелять. Солдат полоснул по нашим очередью, дед получил пулю в ногу, но сдержался и не застонал. Упал и притворился мертвым. Так и выжил. Всю жизнь потом прихрамывал, потому что отстрелили большой палец на ноге, был инвалидом 2 группы. Ему бесплатно дали «Запорожец» с ручным управлением. Получил права, научился водить, даже переделал на обычное управление, а для ГАИ оставил лапки ручного управления. Был похож на английского киноактера, высокий, обаятельный, любил петь. Он получал пенсию 72 рубля, и из нее присылал 50 рублей мне в Москву, где я учился в консерватории. И родители присылали 50 рублей, плюс моя стипендия. Я чувствовал себя в Москве богатым человеком! И когда у меня начались концерты, ставка была 52 рубля за концерт — правда, концертов было очень мало. «Консерваторию он кончил, но кушать он не кончил», - говорил с одесским юмором дед, продолжая присылать мне деньги. И первое пианино в доме он купил мне. И мой первый альт я купил с его материальной помощью.
Выяснилось, что фото деда-фронтовика Юрий Башмет всегда носит с собой, оно хранится в футляре его альта. И он показал это фото журналистам. Действительно, красивый мужчина, похожий на киноактера…
На вопрос о том, не думал ли Башмет выйти с этой фотографией на акцию «Бессмертный марш», маэстро ответил, что очень хочет, и возможно, что в следующем году на фестивале в Ярославле именно это и произойдет...
Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА