Ростислав Кример: «Аншлаги на фестивале Башмета стали нормой»

Восьмой международный фестиваль Юрия Башмета в Минске подходит к концу. Сегодня последний концерт. Но какой! Впервые на сцене филармонии выступит скрипач номер один в мире Максим Венгеров

Впрочем, фестиваль каждый год находит, чем удивить столичную публику. Достаточно вспомнить уникальные скрипки Страдивари, Гварнери и Гваданини, на которых смогли сыграть молодые белорусские исполнители пять лет назад. Или выступление группы «Океан Эльзы» с симфоническим оркестром. Или выступление легенды джаза Жака-Люка Понти!

Все эти годы бессменный художественный руководитель фестиваля - молодой белорусский музыкант Ростислав Кример.

- Ростислав, восьмой фестиваль делать сложнее, чем первый. Или легче?

- Каждый фестиваль по-своему прост и сложен. Конечно, первый было сложнее сделать. Никто тогда не предполагал, что идея Ростислава Кримера, которому было 24 года, настолько осязаема. Настолько мощным станет этот проект, о котором узнают во всем мире.

- Как вы тогда преподнесли эту идею Юрию Башмету?

- Когда идея была поддержана в Беларуси, когда было понятно, каким образом она будет финансироваться, тогда я предложил Юрию Абрамовичу стать путеводной звездой нашего фестиваля, потому что совершенно искренне считаю, что памятники нужно ставить при жизни. Кстати, наш фестиваль оказался первым на территории СНГ. Сегодня фестиваль Башмета есть в Сочи, Хабаровске, Ярославле… Но фундамент такого авторского фестиваля закладывался в Минске. То же самое и с молодежной академией стран СНГ, начинали мы ее в Минске, сейчас она перемещается по странам. Я мечтал, чтобы фестиваль стал мощным конгломератом для встреч великих артистов с молодыми музыкантами на одной сцене, чтобы проходили в рамках фестиваля мастер-классы. И в этом году их давали Таня Самуил, Алиса Маргулис, была встреча Кшиштофа Пендерецкого в Академии музыки. Так что образовательная программа фестиваля Башмета - его важнейшая часть.

- Каждый год в программе фестиваля - выступления музыкантов, входящих в мировую музыкальную элиту. Насколько сложно приглашать их в Минск?

- Того же Максима Венгерова мы старались привезти три года. Наконец он нашел время в этом году. И это мощнейшее событие. Он когда-то в раннем детстве был в Минске, ему тогда было лет 7 - 8. Больше он у нас никогда не выступал. А ведь он первый скрипач мира. Событие такого масштаба переоценить невозможно для тех людей, которые понимают, какого уровня музыкант к нам приезжает. Но они уже проголосовали покупкой билетов, на концерте полный аншлаг, как было и на открытии. Аншлаги на фестивале Башмета стали нормальным явлением. Причем залы выкупаются полностью заранее, что для нашей публики, которая привыкла покупать билет в день концерта, неожиданно.

- Венгеров выступает в филармонии. А у вас не было соблазна организовать его концерт на более вместительной площадке?

- Был, конечно. Но нельзя качеством жертвовать во имя количества. Как бы выгодно это ни было. У нас должно быть качество высочайшего уровня.

- Венгеров собрал бы и Дворец Республики, и Дворец спорта.

- Безусловно.

- Но мы, слушатели, ничего не получили бы.

- Почему? Получили бы другое - мощный заряд энергии, интересный полупопсовый проект. Но первый приезд Венгерова должен быть в самом классическом варианте - сольный концерт в филармонии. Когда он играет полтора часа, это даже не концерт с оркестром, который длится 15 - 18 минут. А за полтора часа артиста можно понять, услышать его голос и почувствовать стиль его игры, понять язык, на котором он изъясняется. Это здорово.

- Вы выступаете с Максимом Венгеровым вместе в концерте. Насколько сложно стать таким дуэтом, когда до выступления не так много времени?

- Максим прилетел за три дня до концерта. И мы все это время репетировали по 12 часов каждый день.

- Вы сразу нашли общий музыкальный язык?

- Конечно, нашли. Максим настолько мощно играет, настолько потрясающе, что это производит огромное впечатление. На меня в том числе. Музыкант с большой буквы. Качество исполнения непревзойденное. До такой степени отточено мастерство! Все, что он делает, просто фантастически! Это редчайший божий дар и редчайший бриллиант в мире искусства. Не зря ему аплодируют все залы мира.

- У него ведь был период, когда из-за травмы он оставил сцену.

- Да. Он совсем недавно восстановился. И возвращаться с такой программой на сцену может только великий музыкант. Так что для Минска это втройне потрясающее событие - наш город оказался в списке городов мирового турне после восстановления.

«Благотворительные концерты могут стать новой традицией фестиваля Башмета»

Вчера мы давали благотворительный концерт в поддержку 13-летней Марины Лоскутовой, больной раком. Мы пригласили на его не только детей из детских домов и многодетные семьи, но и наших випов, бизнес-элиту, которую мы просим пожертвовать деньги Марине. Она гимнастка, родом из Украины, но сейчас лечится в онкоцентре в Боровлянах.

Когда мы с Максимом узнали ее историю, сразу захотели девочку поддержать. Федерация художественной гимнастики Украины отказалась ей помочь, хотя нужно было всего-то направить письмо в одну из клиник Германии. Не знаю, как оценить такой поступок, когда росчерком пера можно было спасти жизнь ребенка. Ей сейчас помогают многие белорусские спортсмены. А мы решили сыграть для нее концерт. Разумеется, играли без гонорара. Надеемся, что наше выступление вызвало всплеск эмоций у наших крупных небедных бизнесменов. Думаю, что такие благотворительные концерты могут стать новой хорошей традицией фестиваля Башмета. Я бы этого очень хотел.

«Наши партнеры знают, что поддерживают высочайшее качество»

- Такую мощную программу сложно потянуть без поддержки спонсоров.

- Конечно. Фестиваль Башмета во многих вещах был первым. Не только в том, что касается идеи и концепции, которые уже стали копировать. Но наш фестиваль был первым и в том, что существует не за бюджетные средства, а почти на 95% окупаем - это самый высокий показатель по Беларуси и образец того, как можно минимизировать финансовое участие государства. Оказывается, вполне достаточно моральной поддержки и помощи в организационных вопросах. Конечно, поддержка должны быть в том объеме, в котором государство считает необходимым и возможным. И чем более окупаем проект, тем, я считаю, он нуждается в большей поддержке. Потому что тогда для старта получается сильнее пружина. Соответственно, и проекты могут быть ярче, мощнее, представительнее.

Но самую главную поддержку мы получаем от наших партнеров, которые помогают нам все эти годы, которые доверяют нашему вкусу, нашему выбору, который интересен и публике, - компании JTI, МТС, Siemens, Белавиа, «Соседи», наш юридический партнер ReveraConsultingGroup. Получается мощный конгломерат социально ответственных компаний, для которых важно поддержать высочайшее качество, мастерство.

- Это плюс и для их имиджа?

- И эти компании понимают, что для них это плюс. Но, к сожалению, здесь могут возникнуть определенные трудности.В последние время периодически появляется информация о предложении ввести в Беларуси Закон, который, в числе прочего, предполагает запрет на оказание табачными компаниями любой помощи культурным мероприятиям и организациям. Один из наших официальных партнеров - компания Japan Tobacco International, поддерживающая фестиваль вот уже на протяжении 7 лет. Эта компания ведет в Беларуси обширную филантропическую деятельность и считает поддержку культуры и искусства своим вкладом в жизнь общества, неотъемлемым элементом своей корпоративной социальной ответственности. Эта деятельность не связана с бизнесом компании и ее продуктами. JTI не извлекает из такой поддержки коммерческой выгоды. Есть опасение, что такие непроработанные шаги не принесут пользы никому - ни обществу, ни государству, не культуре.

- О девятом фестивале уже думаете?

- Конечно.

- Есть что-то конкретное?

- Есть планы, новые идеи, предварительные договоренности. Раскрывать ничего не стану, но нам будет чем снова удивить нашу публику.

«Комсомольская Правда-Беларусь»

Поделиться!