Три профессора по духовым на сцене - всегда мастер-класс
Гала-концерт ведущих европейских солистов на деревянных духовых оказался знаковым событием на фестивале Юрия Башмета в Ярославле.
У этого концерта есть предыстория, связанная опять-таки с фестивалями Башмета. Как выяснилось, этот проект образовался именно благодаря пребыванию год назад в Сочи на Академии, проходившей в рамках сочинского фестиваля Башмета. Дэвид Бисмут (фортепиано, Франция), Харри Маки (кларнет, Финляндия) и Карло Коломбо (фагот, Италия) давали там мастер-классы, а Матильда Кальдерини (скрипка, Франция) и Филипп Перрин (гобой, Франция) обучались.
Кроме того, все они — участники и лауреаты крупнейшего в Европе фестиваля духовых Crussel-festival. Так они познакомились и решили поиграть вместе, хотя живут в разных странах. Общаются по скайпу, а перед концертами проводят совместные репетиции.
Так что на сцене ярославской филармонии по сути прошел еще один мастер-класс выдающихся духовиков. Профессор консерваторий Лиона и Лозанны, солист оркестра Лионской оперы Карло Коломбо демонстрировал фантастической красоты звучание фагота — легкое, напевное, округлое, какого давненько не доводилось слышать ни от одного российского фаготиста, увы. Его «Каддиш» Равеля звучит феноменально.
А профессор Академии Сибелиуса в Хельсинки, арт-директор Крассел-фестиваля Харри Маки на необычного цвета кларнете («он из сочинского бука», - только в шутку, то ли всерьез сказал Маки) чертил в воздухе столь причудливые кружева, что порою было непонятно, когда он успевает набрать воздуха в легкие.
И куда уж без фортепиано? Профессор бельгийской Академии музыки «Шапель» Дэвид Бисмут играл по-европейски сдержанно, но филигранно до микронов. В «Аргентинских танцах» для фортепиано Альберто Хинастера есть простор для виртуозности, и Бисмут играл полетным звуком чисто и прозрачно.
Как нетрудно догадаться из названий, программа оказалась с акцентом на латино. Не то чтобы эта пятерка солистов играет именно латино, но «захотелось поиграть». Так было сказано. Разумеется, тут и Вила-Лобос («Шоро №2»), и много Астора Пьяццоллы («Времена года в Буэнос-Айресе», «Бордель 1900» и обязательный Oblivion), и упомянутые выше Равель и Хинастера, и Пакито де Ривера («Контрданс»). Выделялись в программе разве что Пуленк и Сен-Санс, но и они отлично вписались.
Солисты выходили то вместе, то порознь, а ощущение некой магии всего происходящего не пропадало. Сейчас в России не лучшее время для духовиков, накопилось множество проблем, да и такого обилия конкурсов, как для пианистов, вокалистов и скрипачей, тоже нет. За редчайшими исключениями, российские духовики неконкурентноспособны на мировой сцене. И настоящий мастер-класс от больших мастеров — это очень важно. Именно такой незапланированный мастер-класс и случился в Ярославле на фестивале Башмета.
Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА